В ТЮЗе им. А.А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Маскарад», приуроченная к 210 -летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Поставила спектакль главный режиссер ТЮЗа Сусанна Цирюк.
Лермонтовский «Маскарад» — это по сути русская версия трагедии Шекспира «Отелло».
Наделённый мятежным духом и умом, самоуверенный дворянин, игрок, светский лев и,
выражаясь современным языком, нарцисс и абьюзер Евгений Арбенин (бессменный мачо театра Дмитрий Ткаченко) убивает свою ни в
чем не повинную жену Нину (Анна Потакова) за
измену, которой она не совершала.
Всему виной потерянный Ниной браслет (в «Отелло», если помните, был платок), который волею случая оказался не в тех руках. Сначала у подруги Нины — баронессы Штраль (Екатерина Бездель), а затем у спасенного Арбениным от разорения и очарованным баронессой князя Звездича (Семен Толов).
Штраль, увидев всю ту путаницу, причиной которой стал ее невинный подарок, рассказывает Звездичу, что под маской на маскараде скрывалась именно она, а не Нина, которой принадлежит браслет, но ее чистосердечное признание не меняет ничего. В финале смерть и душераздирающая боль.
Убил, потому что сильно любил — то, что называется в российской судебной практике
«убийство в состоянии аффекта».
Арбенин не душил Нину как Отелло Дездемону (хотя Евгений
душил жену своей любовью, мучил ее холодностью и высокомерием), а отравил ее
вином, попутно сокрушаясь, что любимая не оставила ему ни капли, чтобы смог он с
нею разделить смерть.
После того, как Арбенину Неизвестный (Антон Войналович) сообщает убийце всю правду, тот сходит с ума от горя. Как говорится: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Кстати, в основу произведения Лермонтова
положено реальное происшествие. Об этом свидетельствует то, что Нину называют
Настасьей Павловной. Всего один раз за всю пьесу, но этого достаточно, чтобы
сделать правильные выводы. В спектакле вы тоже услышите эту
«оговорку».
Мрачная конструкция с сугробами, разбитыми люстрой и каретой, сразу задает тон спектаклю. От нее веет холодом и концом так же, как от мрачной серой комнаты четы Арбениных и карточным столом, за которым заядлые игроки прожигают жизнь.
Маскарад — это блестящая метафора светскому обществу того времени. Все носят маски, а те, кто их не носят, должны умереть.