В ТЮЗе им. А.А. Брянцева на Новой сцене прошла премьера спектакля «Царь-рыба» по одноименной повести Виктора Астафьева (премьера спектакля была приурочена к 100-летию писателя, она стала первым в истории сценическим воплощением).

Основная тема — взаимодействие человека и природы: человек должен и будет держать ответ за бездумное отношение не только к природе, но и к себе подобным. Это повесть — предупреждение.

«Царь-рыба» — это очень «прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах значимых», которые, к сожалению, не теряют своей актуальности и по сей день.


В давние времена «царь-рыбой» называли сибирского осетра, одну из самых ценных рыб. Такое название впервые встречается в летописи XII века: «Орел — царь над птицами, а осетр — над рыбами, а лев — над зверьми».

Гигантская рыба олицетворяла собой всю природную силу, стихийную и властную над человеком.

Игнатьич (главный герой) известен как самый удачливый и умелый рыбак. Его уважают односельчане за то, что тот всегда рад помочь советом и делом, за ум и сметливость. Свои навыки Игнатьич часто использовал во вред природе и людям, так как занимался браконьерством: он истреблял рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, его жадность, жажда наживы любой ценой.

Это и сыграло с ним злую шутку при встрече с царь-рыбой. Желание обладать в одиночку осетром оказалось сильнее голоса разума. Он  попытался поймать гигантского осетра, укротив рыбу «обухом топора в лоб», но борьба завершилась для Игнатьича драматически. Человек оказался в собственных сетях вместе с рыбой. Так природа решила проучить Игнатьича, наказать его за нарушение законов.

Близость смерти заставляет героя вспомнить о своем детстве, юности, зрелости. Он припоминает, как надругался над чувствами невесты, совершив проступок, который не имеет оправдания, и его охватывает жуткий стыд и чувство вины перед Глашей. Он вскидывает руки к небу, моля бога о пощаде и прощении.

Режиссеру Владимиру Кузнецову удалось на небольшой сцене буквально подручными средствами  натурально передать атмосферу, царящую на полуострове. Кажется, что ты воочию видишь этого гигансткого осетра, борющегося за свою жизнь в бескрайних водах Енисея, разнимаешь ненавидящих друг друга братьев,  падаешь с обрыва вместе с Глашей и всем сердцем переживаешь с родными смерть маленькой девочки, погибшей по вине пьяного водителя.