Театр, как и любой вид искусства, призван идти в ногу со временем, а лучше — опережать его. Понятно, что товстоноговская классика вечна и незыблема, но она сегодня, при том бешеном ритме жизни, с которым все волей — неволей призваны мириться, мало близка, понятна и уже почти не актуальна. Современная публика требует от театра нечто большего, чем просто напыщенную драму — ей нужно новаторство, режиссерские ребусы, противоречивые эмоции, неоднозначные решения.
И вот маленькими шажками современное руководство театров постепенно меняет угол зрения, осторожно переходя с Достоевского, Чехова и Островского на Гоцци, Ионеско, Беккета и Гольдони, давая вместе с тем публике на пробу давно прижившиеся в Европе абсурд и фарс. Что-то с легкостью заглатывается, что-то остается на тарелке. Зал — с непривычки — пустеет, но через какое-то время зритель, одумавшись/задумавшись, возвращается, уже более подготовленный и прозорливый.
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова вслед за другими крупными театрами Петербурга пошел на поводу у модерновых течений и пригласил для постановки комедии Карло Гольдони «Слуга для двух господ» скандально известного украинского режиссера Андрия Жолдака. По заверению самого мэтра, видеопроекция которого появляется в самом начале спектакля, текст ему наскучил почти что сразу, и он решил довериться интуиции и отдаться во власть своей рефлексии, потому что «театр — это большая иллюзия и сон». «Zholdak Dreams» (Жолдак мечтает) — это не только название спектакля, это вся его суть от начала и до конца. Разнузданная фантазия, которая не может не поражать воображение зрителя, и нескончаемый поток сознания на границе театра и кино, где сюжет Гольдони всего лишь жалкая закуска, а основное блюдо полностью принадлежит Жолдаку. Фарс! Фарс главенствует на сцене в течение 3-х часов, которые для тех, кто впервые отправился в космос Жолдака, могут показаться пыткой, но для ценителей и людей, открытых эксперименту не только на сцене, но и над самим собой, — это истинное наслаждение.
Черный ангел с пирсингом в носу, черный ангел — копия, обжирающийся доктор Ломбарди, трансвестит Панталоне, шепелявая служанка Смеральдина, чересчур жеманные Клариче и Сильвио, терминатор Флориндо — это всё смешно и противно, необычно и невыносимо, примитивно и гениально одновременно. И ко всему прочему всех этих несуразных героев озвучивают, причем — искусно! Полина Дудкина и Сергей Стукалов, незаметно сидящие за пюпитрами, наделяют каждого персонажа какой-то своей, особой манерой исполнения (многоголосье от Жолдака) и энергетикой. Вот такое немое кино в театре. Кстати, весь этот «кордебалет» снимает камера, и прямое включение идет на протяжении всего действия…»Крупным планом», так сказать, для всех тех, кто купил билеты не в партер.
Известные персонажи 18 века всего лишь марионетки сегодняшнего времени, которые легким движением руки режиссера или ангелов, будут делать то, что им сказано, а если ослушаются, то окажутся «на седьмом уровне», где перемежаясь с образами известных киногероев, станут еще комичнее (Флориндо вынимает из себя пули точь-в точь как персонаж «Матрицы», Сильвио поет «Мы вместе» в манере «Крестного отца»). И самое невероятное во всем — несмотря на кажущуюся несуразность всего происходящего на сцене — это любовь режиссера к театру, к своему детищу, к трепетному наделению каждой детали понятным только ему смыслом.