Высказывание Ф.М. Достоевского в отношении романа «Евгений Онегин», украшающее занавес первой сцены, сразу расставляет все точки над i.
«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».
Режиссер сразу же задает направление постановки, единственное правильное на его взгляд. Его зритель подгоняется под определенные рамки — мы точно знаем , кто станет его заглавной темой.
О СПЕКТАКЛЕ
Роман Габриа поставил в «Приюте комедианта» совершенно точно не Пушкина. Как угодно это назовите, но к Пушкину это не имеет ни малейшего отношения.
«Онегин» Габриа мне отчасти напомнил спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» (по мотивам «Трех сестер» Чехова). Чехов там угадывался едва ли, зато было много от Жолдака (постановка, к слову сказать, очень сильная).
Здесь также. Да, название «Онегин» волей-неволей отсылает нас к нетленному произведению русской классической литературы, но сам спектакль больше похож на фантазии Фарятьева, точнее — Габриа. От Пушкина остался только похожий на светило русской поэзии мальчик, его бюст в аквариуме и имена главных героев. Ну и отрывки произведения, конечно, которые актеры читают в совершенно беспорядочном порядке, придавая знаменитым строчкам новые смыслы и звучание.
Я все время ловила себя на мысли, что происходящее на сцене очень мне напоминает «Кошмар на улице Вязов» с элементами боевика «От заката до рассвета». Помните, Тарантино обсасывал ногу проститутки в баре?! Вот тут Онегин без стыда и совести лижет (не побоюсь этого слова) руку Татьяны.
Евгений тут просто морально разлагающийся человек, удесятеренный bad boy, начинающий свое повествование в аквариуме, постепенно заполняемого водой. Человек- амфибия? Отнюдь! По замыслу режиссера Онегину все человеческое чуждо. У Габриа он- настоящий маньяк, растливший за свою жизнь ни одну хрупкую и чистую деву.
Татьяна, надо сказать, тоже не лыком шита. Начинается знакомство с ней с венчающего поэму бала. Выглядит она вначале довольно представительно. Стоит по стойке смирно гордо опершись об руку мужа — генерала такая симпатичная мадам и скандирует в микрофон знакомые строчки.
Но буквально через мгновение зрителю подсовывают совершенно иную Таню — безумную девочку с косыми глазами, торчащими из-под платка ушами и косой до пола. Теперь недавнишняя светская львица больше напоминает пациентку психиатрической больницы. Не осталось и следа от робкой и тихой деревенской пушкинской героини, и даже известные » Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать?», ситуацию не спасают.
Для пущей трагичности и переосмысления пушкинского произведения Габриа вводит Хандру, вольно разгуливающую в кокошнике и блестящих нарядах от одного героя к другому. Под занавес она оставляет свой выбор на Татьяне, которую нескромно целует в засос.
После всей этой бутафории я долго думала над тем — понравилось ли все-таки мне увиденное или нет?! Готова ли я сказать ТАКОМУ «Онегину» — «да», или это уже чересчур?!
Пока у меня не сформировалось однозначного решения по данному вопросу, но точно могу сказать желающим опробовать на себе «Онегина» Габриа: забыть вы происходящее точно не сможете, и это, наверное, его главное достижение.
Я бы поставила спектаклю 9 из 10, и в данном случае моя высокая оценка касается скорее визуального содержания постановки нежели его смысловой нагрузки.