Белая комната ТЮЗа. Белая словно чистый лист бумаги, на который художник пытливо смотрит, подогреваемый желанием написать свое самое лучшее сценическое произведение. А успешное театральное высказывание, оно какое? Какое зацепит зрителя и заставит его задуматься о жизни, о себе, о своем месте в ней? Какое он способен оценить по достоинству?
Скорее всего, то, что созвучно с ним самим, с его повседневной жизнью, с его мечтами, надеждами, болью, ему нужен театр, который заставляет сильнее биться его сердце и трепетать душу. Ему не хочется смотреть про какого-то там шекспировского Гамлета 17-ого века, он бессознательно желает столкнуться с собственными страхами, сомнениями, несправедливостью здесь и сейчас — ему хочется поговорить про Гамлета в себе самом.
На недавней встрече в Александринском театре Кама Гинкас говорил, что он делает свой театр про людей и для людей. Ему не нужна музыка, не нужна какая-то особенная сценография, для того, чтобы говорить на волнующие его темы со своим зрителем. Ему необходимо тело, ум и чувства актера и еще материал, который отзывается, прежде всего, ему самому, чтобы он мог делать свой психологический театр.
Спектакль «Где мой дом» — прямое тому доказательство. Здесь нет ничего — ничего такого, за что бы мог зацепиться глаз. На зрительский суд вынесена пустая белая комната со стремянкой, окно и фанера с кровавой надписью «РОДИНА». Трое из миллионов пострадавших (школьница с чемоданом, заполненным доверху гранатами, работница министерства культуры с металлическим полым контейнером и крепкий мужчина с маленькой бутылкой водки) предстают перед этим псевдосудом в качестве обвиняемых, хотя, на самом деле, они всего лишь жертвы войны, жертвы репрессий 90 — х годов. Они русские в Средней Азии и бездомные иностранцы без гражданства в России.
Гинкас взял в работу пьесу Сергея Давыдова “Республика” о русских беженцах из Душанбе (в основу пьесы легли подлинные рассказы тех, кто после распада Союза возвращался из Таджикистана в Россию), чтобы доверительно поговорить в камерном театральном пространстве об общемировой проблеме миграции — вынужденной эмиграции, а не добровольной. Развитые страны воюют на чужеродных территориях, преследуя собственные интересы, а потом презрительно отворачиваются от людей, потерявших свое жилье, работу, родных, когда эти люди по их (развитой) вине становятся никем и приезжают к ним, к зажиточным «друзьям» стыдливо просить о помощи. Как сказал один из героев: чтобы тебя призвали в армию, никакого гражданства не надо, а вот, чтобы устроиться на работу и жить наравне со всеми, надо собрать подписи из тысячи инстанций и ждать положительного решения нe один год.
На маленьком островке жизни за 90 минут Гинкас объясняет на пальцах (что даже ребенку станет понятно): война не решает ни одной проблемы, она их только создает. И миграционный кризис, на который так громко жалуются цивилизованные страны, — это прямое следствие их войны и их действий, направленных на уничтожение целых цивилизаций. А самая страшная война — это война между своими, гражданская: когда вчера вы еще все вместе (таджик, русский, афганец) играли во внутреннем дворе, а сегодня вы друг другу совершенно чужие. Как будто и не было ничего между вами. НИКОГДА. Не были вы по-настоящему ни детьми, ни людьми.
Спектакль показан в Петербурге в рамках фестиваля «Золотая маска»