Начало: 5-10 февраля 2019 года
Этот юбилейный, пятнадцатый от рождения, фестиваль «Пять вечеров» как будто собирает все темы и направления, заявленные в прошлые годы.
«Пять вечеров» всегда был посвящен Александру Володину, его текстам и их жизни в сегодняшнем времени. Эта магистральная линия остается главной и нынче.
«Две стрелы» Студии «Белый шар» в постановке известного режиссера Владимира Мирзоева открывают фестиваль совершенно необычной интерпретацией «детектива каменного века».
Спектакль «Фабричные» совсем молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача Нади Кубайлат играют в спектакле 307-й студии прошлогодние выпускники мастерской Константина Райкина. Это взгляд на пьесу из ХХI века, это черно-белое кино, раскадровка времени и типов, ритмичное погружение в сюжет и характеры пьесы, эксцентрические и лирические клипы. Спектакль оригинального сценического приема и традиционной тоски по лучшей жизни…
«Слезы капали» театра «За Черной речкой» тоже поставлен по сценарию, одним из авторов которого был Володин (другим — Кир Булычев). Из лирической истории по мотивам «Снежной королевы» Роман Габриа, режиссер молодой и дерзкий, делает лирический троллинг. Правда, Сергей Мендельсон играет в нем традиционного володинского человека — нелепого, бегущего, закомплексованного, отчасти поэта, отчасти неудачника…
Володина редко играют на чужих языках. «С любимыми не расставайтесь» зазвучат в этом году по-латышски. И стихи Володина по-латышски (театр из Резекне «Йорик»). Антон Киселюс не первый раз ставит Володина, его спектакль «Пять вечеров» из Абхазии был на фестивале.
Важной темой фестиваля долгие годы была «Володин и володинское». Как живут его мотивы, настроения, приметы художественного мира в спектаклях по совсем другим произведениям? «Я скучаю по тебе», — может сказать и белка, а преклонение перед женщиной и жалость к ней (один из главных володинских мотивов) могут возникнуть там, где не ждешь…
«Володинское» звучит в спектакле Саши Денисовой «Море, сосны…». Это киноповесть Михаила Угарова о роковой любви, которая не признается, что она и есть та самая. Саша Денисова пытается соединить и кино, и театр, и прозу, и «театр, в котором не играют» — фирменную угаровскую читку с ремарками. На сцену выйдут старые доковцы и, разбираясь с ироничным и нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой. А двадцатилетние главные герои попробуют эту судьбу перехитрить.
«Володинское» — и в «Мойрах Петроградского района» (Московский областной театр кукол). Пьеса Константина Федорова, написанная специально для театра кукол, рассказывает о трех сестрах-мойрах, отвечающих за Петроградский район Петербурга, и их подопечных-петербуржцах, которые не догадываются, кто управляет их судьбами. История разворачивается на фоне зимнего Петербурга, во время затяжной метели. Многие здания в спектакле Александры Ловянниковой — макеты настоящих домов Петроградского района. А ведь именно на Петроградской жил Александр Моисеевич, судьбу которого решали эти усталые существа…
Фестиваль всегда стремился собирать авторов, близких Володину. И вот теперь — «Шпаликов». Много общего было в судьбах двух поэтов/сценаристов/пьющих героев «оттепели». Спектакль Ельцин Центра «Шпаликов» молодого режиссера Николая Русского красив сочетанием кино и театра, света экрана и света театрального, ритмов и строк, симультанных изысканных мизансцен — и простых кадров… В «Шпаликове» возникает образ вообще-то лихой, буйной и страшно обаятельной жизни, в которой шел июльский дождь, писались стихи и, кажется, не было повода для строчек: «Велика Россия, а позвонить некому».
«Оттепель» — спектакль студентов ГИТИСа — о той же эпохе, ее песнях. Фестивалю всегда было важно, чтобы в мир, современный Володину, входили молодые. Входят.
И, наконец, «володинское» — это рассказ художника-мультипликатора Ирины Литманович и писателя Виктора Шендеровича о будущем мультфильме «Один день из жизни Александра Володина», который они делают, и людях володинского круга.
Важнейшей частью фестиваля всегда была «Первая читка», ставшая одним из известных драматургических конкурсов. В этом году она открывается «затактом» к основной программе и открывается не только авторскими читками, но и спектаклем «Ганди молчал по субботам» режиссера Андрея Шляпина (Русский театр из Стерлитамака): пьеса Анастасии Букреевой широко идет по театрам, а вышла она из «Первой читки».
Когда-то Премию им. Володина фестиваль давал драматургу Ивану Вырыпаеву. Теперь Виктор Рыжаков сыграет моноспектакль по последней пьесе Вырыпаева «Иранская конференция». Это — размышление на остро-политическую тему о войне и мире, попытка обсуждения и поиска выхода из ситуации до предела накалившихся национальных конфликтов. И это тоже володинские темы…
За пятнадцать лет никогда не удавалось собрать кинопрограмму, а ведь Володин — выдающийся сценарист. Юбилейная дата дала осуществить и это: в кинотеатре «Родина» пройдет ретроспектива фильмов. Параллельно там прочтут лекции «Мир советского человека» лекторы ДК Льва Лурье. Программа «Пяти вечеров» как никогда насыщена и разнообразна и как бы итожит сделанное за 15 лет.
Подробную программу фестиваля читайте на официальном сайте