В Петербург из Москвы приехала с гастролями «Студия театрального искусства» и всю вторую половину марта на Новой сцене Александринского театра показывают постановки Сергея Женовача. Сергей Васильевич — известный российский театральный режиссёр и педагог, основатель и художественный руководитель «СТИ».
Особый интерес у зрителей вызывают спектакли по пьесам Николая Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца», так как это единственный театр, в репертуаре которого есть оба произведения автора, и петербуржцы смогут увидеть в Александринке и то, и другое.
Пьеса «Мандат» была написана в 1925 году и является одной из самых известных работ Эрдмана. Мейерхольд про эту пьесу говорил так: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина».
«Мандат» — это острая сатира на советскую действительность, где бюрократия, социальные амбиции и человеческая наивность переплетаются в истории семьи Гулячкиных – бывших буржуа. Их цель — всеми правдами и неправдами приспособиться к новому режиму, не теряя при этом преимущества старого. А в ситуации острой нехватки средств (финансовых) все средства, как говорится, хороши, посему мамаша Надежда Петровна принимает решение выдать дочь Варю замуж за сына богатого бывшего аристократа Сметанича, чтобы получить «мандат» на улучшение жилищных условий.
Глава семейства готова на все – даже взять пролетариев напрокат, лишь бы все сложилось для будущего семьи наилучшим образом. Даже сына Павла для реализации своей благой цели она заочно записывает в «революционеры».
Одновременно с этим хозяева облачают свою кухарку Настасью в платье императрицы Александры Федоровны (которое им на хранение оставила постоянная клиентка Тамара Леопольдовна) и, водрузив служанку на короб — трон, преклоняются через ее «светлый образ» перед прежним режимом.
Однако в какой-то момент всё перестает идти по плану: служанка, оказывается, присела не просто на коробку, а на заряженный револьвер, их жилец с кастрюлей с лапшой на голове знает, что Паша не представитель пролетариата и собирается всем об этом немедля доложить, завидный жених-анархист Валериан Олимпович не настолько завиден, насколько беден, да и живописные картины на стенах имеют двойное дно (спереди «Вечер в Копенгагене» — сзади портрет Карда Маркса).
В результате разворачивается совершенно абсурдная ситуация. Ну чем не комедия положений?
Спектакль «Мандат» в режиссуре Женовача — яркий пример того, как классическая сатира может звучать актуально и современно, сохраняя при этом дух эпохи, в которую была создана. Женовач, известный своей внимательностью к тексту и глубоким погружением в психологию персонажей, создал спектакль, который балансирует на грани абсурда и трагедии, комедии и социальной драмы. Он подсвечивает не только комедийные моменты, но и трагифарсовую природу пьесы, где за смешными ситуациями скрываются человеческие страхи, иллюзии и разочарования.
Как мало изменились человеческие слабости за прошедшие десятилетия: стремление к социальному статусу, вера в «бумажки», которые могут решить все проблемы, и готовность жертвовать своими принципами ради выгоды — всё это звучит крайне современно. При этом постановка не становится морализаторской: она оставляет зрителю пространство для размышлений и собственных выводов.
Сценография спектакля минималистична: лаконичные декорации создают атмосферу советской коммуналки, где личное пространство практически отсутствует, а жизнь персонажей проходит на глазах у всех.