«Сад наслаждений» белорусского режиссера Евгения Корняга — это прямо наслаждение во всех смыслах: и техническое, и физическое, и анатомическое, и, конечно, эстетическое.
В маленьком зале Karlsson Haus установлен огромный аквариум от пола до потолка заполненный зеленью. За кадром заливаются певчие птицы, а из-под земли словно сурикаты то и дело вылезают люди, предшественниками которых были многорукие и многоногие чудовища. Сначала они внимательно изучают зеленое пространство, грызя райские яблоки и жуя жвачку, а затем сплетаются в порыве страсти и любви во что-то бесконечно единое и приковывающее взгляд.
Белорусский маэстро телесности прошелся по самому краю гендера и сексуальности, ни разу не завалившись в пошлость, хотя, казалось бы, до нее рукой подать. Никаких тебе обнаженных тел, никаких откровенных прелюдий (что сильно рознит этот спектакль с современными постановками, гонящихся за эпатажем и кассой), «всё чинно, благородно» и при этом очень возбуждающе. Воображению, кстати, дается полное раздолье, ибо предсказать, что ждет тебя за поворотом, совершенно невозможно. Каждый новый виток бессюжетного сюжета приносит то брезгливость, то юмор, то усладу, причем не только голове, но и телу.
Отчасти постановка напоминает спектакль Димитриса Папаиоанну «Великий укротитель» с той лишь разницей, что последний мешал космос, обнаженку и несколько великих полотен, а Корняг ограничился одним, но зато каким. Импульсом к созданию маленькой художественной вселенной послужила картина Босха «Сад земных наслаждений». По-хорошему, картина настолько полная и тяжеловесная по количеству нарисованного на ней, что является самодостаточным произведением искусства, к которому примешивать что-то, было бы явной безвкусицей и перебором. Корчаг ее просто оживляет, исходя из своих представлений о том, как это могло бы быть в реальности. Этакие стильные «живые полотна», которые на сегодня самые живые из всех живых.
Описывать танец тел, проживающих нечто на протяжении 70 минут, все равно что рассказывать про жизнь золотых рыбок в трехлитровой банке (одна поплыла туда, другая поела, третья спряталась). Выглядеть текст будет примитивно и линейно, посему до этого опускать не хочу и не буду.
В данном случае надо просто смотреть. Внимательно, если не пристально. И следить всеми чувствами своего организма за плавными движениями и непристойными взглядами актеров, разрешая мозгу постепенно выключаться и плавно погружаться в бесконечный художественный гипноз, который затягивает вашу внутреннюю Алису в страну чудес с каждой минутой все глубже и глубже.