Благодаря Театру балета имени Леонида Якобсона мы сегодня имеем возможность любоваться, сохранять и приумножать культурное наследие легенды балета, великого экспериментатора и творца, каким был Леонид Вениаминович Якобсон. Мастера больше нет с нами, но его знания, умения, навыки, откровения продолжаются в его учениках, выступающих сейчас уже в роли педагогов для молодых танцоров.
Леонид Вениаминович всегда чувствовал своих артистов, сочиняя и ставя на них. Все движения и жесты для него должны были быть осмыслены, считаны, пропущены через себя. Он много внимания уделял режиссерской части самого спектакля, чем навлекал на свои работы многочисленные осуждения со стороны критиков, обвинявших его в формализме. У Якобсона не было сухой хореографии, он жил жизнь посредством танца.
Мастер «ломал» еще неопытных артистов, устраивая им регулярные хореографические челленджы и гравируя из них будущих звезд, чтобы вместе открывать неповторимые танцевальные приемы и уникальную пластику. Так формировался собственный стиль, принципы балетной школы, фундамент будущего дома для свободно мыслящих творческих личностей.
Якобсон — это Человек запертый снаружи железным занавесом, но абсолютно свободный внутри. Искусство давало ему свободу фантазировать и самовыражаться в полной мере. Он умел трудиться, трудился много и был профессионалом, вдохновлявшим своих учеников на профессионализм в своем деле.
В 1969 году Леонид Вениаминович руководил труппой «Хореографические миниатюры», в которой были только солисты без кордебалета. В 2021 году пройдя несколько десятков временных па его ученики на сцене Мариинского театра показывают «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона», бережно продолжая заветы педагога.
Программа включает в себя два отделения: ожившие полотна (Классицизм Романтизм) и ожившие скульптуры (Роден), а между ними — «Свадебный кортеж». Вступительная и заключительная часть программы построены зеркально. Сцена открывается «снимком» застывших в движении (каждый в своем) всех участников отделения. Зрителя как будто приглашают в музей на выставку художественных объектов, давая ему в качестве приманки несколько секунд, чтобы запечатлеть в памяти то, что его ждет в каждой зале.
Нежные, едва уловимые и очень хрупкие балерины парят словно птицы в «Pas de quatre». Их сменяют танцоры «Pas de trois», нарушающие все законы гравитации, затем триколорный «Секстет», где нежно розовые, печально желтые и небесно голубые сначала отчаянно смешиваются между собой, а потом распадаются на чистые цвета, проявленные в мужчине и женщине, » Pas de deux» обрушают классическую хореографию прыганием в приседе на пальцах одной ноги, создавая незабываемую палитру из акробатики, танца и театрализованного представления, и под занавес «Полет Тальони», где Алла Бочарова невероятно легко преодолевает земное притяжение и взлетает в небо, как когда -то парила Мария Тальони.
«Свадебный кортеж» начинается с часиков, золотого петушка, избушки, запряженной лошади, накрытого стола и цветов. Возлюбленный невесты беден и этим нежелателен ее родителям. Как это часто бывает, девушку хотят выдать замуж не по любви, а исходя из материального достатка жениха.
Заканчивается вечер шедевров живыми скульптурами Родена: игривая «Вечная весна», точеный «Поцелуй», сплетение тел в «Вечном идоле», интенсивный, эмоциональный и чувственный «Экстаз», и огненный Минотавр, поглощающий полупрозрачную Нимфу.
Зал ликует. «Ничто не забыто, никто не забыт».
Леонид Якобсон жив и творит для нас по сей день.