В Санкт — Петербурге с 10 по 14 мая проходил фестиваль «Дни культуры Республики Сербской», где жители северной столицы могут через выставки, кино и театр познакомиться поближе с культурой мало известной нам (с культурной стороны) Республики.
Национальный театр Республики Сербской привез в Петербург два спектакля: «Сыновья умирают первыми», который показали на сцене театра » Приют комедианта» и «Утраченное время на час, когда мы ничего не знали друг о друге». — на Малой сцене в Балтийском доме.
Режиссер Марко Мисирача поставил пьесу Мате Матишича «Сыновья умирают первыми» в жанре черной комедии. В семье Якова и Ранки огромное несчастье — погиб на войне любимый сын. К тому же доподлинно неизвестно, где он захоронен. Однажды соседка, у которой война отняла двух сыновей, приходит в их дом с радостной вестью — мол, в деревне есть человек, который за 5000 динаров готов рассказать, где искать тела их убитых детей. Но откуда у стариков из бедной деревни такие огромные деньги?! Да и где это видано, чтобы мертвых продавали?! Выживший в войне сын Якова и Ранки Мичун не согласен с безумными условиями вымогателей. Он собирает на квартире своих боевых товарищей и предлагает выкопать из земли недавно умершую мать мафиози, требующим с его убитых горем родителей денег, и обменять информацию о захоронении брата на тело умершей матери. Но план терпит крах. Мафиози оказывается не самым главным, а всего лишь жалким горе — представителем, которому сверху велено общаться с нищим народом.
«Утраченное время на час, когда мы ничего не знали друг о друге» — пластическая постановка Младена Материча, где нет ни слов, ни каких-то конкретных историй или действий, даже главных героев здесь нет. Только общая жизнь, разворачивающаяся на центральной площади, и события. Вот я смотрела на все это и думала: «Сербы все-таки молодцы! Они не замалчивают о своих проблемах, переживаниях, страданиях и горе. Они не терпят и не смиряются. Они помнят о войне так, как будто это было вчера, они трубят о ней со всей мочи со сцены». Даже без слов и без знания истории военного конфликта, актеры рассказывают зрителю о своей стране на языке, понятном и младенцу. Не могу сказать, что жанр пластического театра, показанный представителями Республики Сербской вписывается в круг моих театральных предпочтений, но в любом случае считаю, что это было как минимум любопытно, хотя бы просто потому, что я впервые для себя открыла двери в культурной мир этого дивного государства.