«Театральный роман» Михаила Булгакова (также известный как «Записки покойника») — первая работа режиссера Романа Габриа на сцене театра Ленсовета, ставшая  настоящим глотком свежего воздуха для любителей современного, живого театра.

Это сатирическое произведение, написанное от лица литератора Сергея Леонтьевича Максудова.

Сатира, кстати,  началась задолго до спектакля, когда новомодный режиссер вышел к публике на генпрогоне в шапочке и шортах. Действие первое закончилось еще более сатирично: Роман Габриа все в том же «смелом» для стен классического театра наряде прогуливался по сцене с Михаилом Боярским, загримированным под Иосифа Сталина.

Роман в ироничной форме рассказывает о мире театра и литературной среды. Спектакль побуждает зрителя тихо улыбаться и молчаливо грустить, поэтично любоваться и смиренно наблюдать, как неспешно и в то же время глубоко трансформируются личности каждого из героев. Об актуальности происходящего на сцене говорить не приходится, все диалоги и решения актуальны до жути (как будто калька с сегодняшнего дня).

Максудов, неудачливый писатель, работающий в газете, пишет роман, который отвергают все издательства. В отчаянии он решает покончить с собой, но неожиданно получает предложение от Независимого театра инсценировать своё произведение.

Правда, радость писателя была недолгой (так же, как и бутерброд с красной икрой, который довольно быстро закончился вместе с выданным гонораром): в процессе совместной работы Максудов погружается в закулисную жизнь театра, сталкиваясь с абсурдными порядками, капризными актёрами, властным директором Иваном Васильевичем и талантливым и эксцентричным режиссёром Аристархом Платоновичем, а также  бесконечными правками, интригами и некомпетентностью. Театральные деятели меняют текст на свое усмотрение, что приводит не только к конфликту с автором, но и к сюжетной катастрофе.

Габриа не столько уделяет внимание самому  тексту Булгакова, сколько историческим событиям, происходившим в стране в те годы (гражданская война, советская Москва 20-х годов). «Театральный роман» перемежается с булгаковскими пьесой  «Дни Турбиных» и романом «Белая гвардия», наделяя спектакль  все новыми и новыми смыслами.

Зрители до последнего не знали, сколько будет длиться роман, да и сам Роман похоже был не в курсе, так как был сильно увлечен процессом создания спектакля и конструирования декораций. И все происходящее было настолько поразительно и заразительно, что публика как завороженная смотрела на сцену, ибо пропустить даже самую малость  казалось  немыслимым.

По ощущениям для создания спектакля собралась вся труппа театра Ленсовета («двадцать с лишним ролей»): актеры, пришедшие из других театров, старая гвардия, бутусовцы, молодые артисты. И все работали органично, стильно и современно.

Булгаков прервал свой роман. «Создатели спектакля поступили также, не желая противоречить воле автора», — сказал в своем заключительном слове режиссер спектакля Роман Габриа, добавив на прощание эпилог, в котором Сталин приходит к Булгакову «поговорить». Считаю, что рецензентам тоже стоит «вовремя» остановиться.