Третий Lermontov_Kinofest открылся в кинотеатре «Аврора» показом балета «Герой нашего времени». Балета очень необычного — и организационно, и формально, и содержательно.
Во-первых, жизнь ему дал редкий тандем режиссера и хореографа, и каких! Кирилл Серебренников и Юрий Посохов в рамках этого проекта сотрудничали впервые, и результат был настолько удачен, что спустя два года случился второй их совместный опыт — знаменитый «Нуреев».
Во-вторых, он представляет собой три истории, в которых действуют три Печорина. Главный герой, то ли показанный в разные периоды жизни, то ли увиденный разными людьми (а может, и то и другое) раскрывает разные особенности своей натуры, что придает действию психологизма и эпического размаха.
В-третьих, это абсолютный эксклюзив Большого театра — ни в одном театре мира балета по этому произведению русского классика нет. Он был создан по случаю 200-летия Лермонтова и презентован в 2015-м году, а в 2016-м получил Золотую маску как лучший спектакль в балете.
Публика с некоторой опаской ждала от главного реформатора российского театра революции — и не была разочарована, хотя новаторство Серебренникова уравновесилось классическими в своей основе хореографией и музыкой. Автор музыки, молодой петербуржец Илья Демуцкий (на момент премьеры ему было всего 32) сотворил эклектичное и красноречивое оформление истории одного из главных персонажей русской литературы. Оставаясь собой в каждой из трех частей, он сделал их максимально разными. «Бэле» тон задают пение муэдзина и православная молитва как знаки культур, между которыми мечется юная черкешенка, «Тамань», организованная в логике сна, изобилует неожиданными эффектами и ритмическими переходами, в мазурки и полонезы «Княжны Мери» вплетены индивидуальные линии персонажей, передающие их душевное состояние. Печорину в каждой из частей соответствует свой инструмент: бас-кларнет, виолончель или английский рожок. Включения в музыкальный рисунок сольных партий почти неосознаваемо меняют тон повествования, делая эпизоды особенно пронзительными. Момент, когда Вера (Кретова) в полумраке бального зала в траурном черном платье танцует под фортепиано и вокал Нины Минасян, которая пропевает выдержки из письма Веры Печорину, потрясает до глубины души красотой и драматичностью.
Женские персонажи здесь вообще прекрасны и сияют едва ли не ярче главного мужского (не в укор исполнителям роли Печорина). О последней некоторые критики говорили, что не видят коренных различий между партиями разных исполнителей и особого смысла в таком разделении. На мой же зрительский взгляд, оно очень оправданно! Кроме того, что двух с половиной часов хореографии такой плотности один танцовщик просто не вытянул бы, в нем есть и особый смысл. Хореография Посохова доносит до нас представление о трех ипостасях Печорина как об одном человеке, поэтому история не рассыпается и выглядит целостной. А неизбежные различия как раз и создают впечатление романической объемности. И, ко всему прочему, показывают некоторую эволюцию персонажа — от капризного, избалованного и увлекающегося в первом акте до отчаянно мятущегося во втором.
Печорин-Цвирко породист и надменен. Завороженный экзотической красотой и чистотой Бэлы, он усмиряет ее занятиями у балетного станка в классической пачке. Бэла-Смирнова — хрупкая, изящная, как горная козочка, оказывается хорошей ученицей — что и губит ее. Печорин-Овчаренко смущен и растерян, очарованный витальной Ундиной-Шипулиной, которая сбивает с него спесь. Печорин-Скворцов — байроническая натура, роковой и загадочный покоритель женских сердец. Жертв здесь сразу две — трогательная и нежная Мери-Захарова в белом и трагически прекрасная Вера-Кретова в черном — будущее и прошлое, реальность и воображение, игра и любовь, между которыми он мечется, не в силах выбрать, и остается в одиночестве — в финальной экзистенциальной сцене три Печорина встречаются, показывая то, насколько герой раздираем противоречиями изнутри.
«Герой нашего времени» — это калейдоскопически разнообразная постановка, концентрированное удовольствие для зрителя. За два с половиной часа последний видит трех премьеров-героев, пять прим-героинь и огромное количество ярких второстепенных персонажей. Особого упоминания достойны и темпераментный Казбич, и по-разбойничьи непредсказуемый и опасный Янко, и поразительно красноречивый в своем танце слепой мальчик, и трогательный изломанный Грушницкий, такой живой и настоящий по сравнению с роковым точеным Печориным. Очень красочен и красноречив в каждой из частей кордебалет: по-звериному грациозные горцы, контрабандисты с движениями, напоминающими всполохи ножа, пляшущего в руках бандита, светское общество, которое брезгливо отворачивается от инвалидов Кавказской войны (в их ролях -члены сборной команды России по спортивным танцам на колясках).
В общем и целом балет создает впечатление колоссальной сложности, которая, тем не менее, воспринимается очень легко. Это очень красиво, интересно и талантливо придумано, поставлено и станцовано!
Смотрела и писала Алена Мороз.