Театральные фестивали, пожалуй, лучшее, что могли придумать культурные деятели для зрителя, потому как именно этот формат помогает публике увидеть максимально широкий спектр решений, форм тенденций и жанров.
В этом году на XII Международный фестиваль «Александринский» привезли оперу для скрипки и ученого «Галилео» работы Бориса Юхананова (Электротеатр Станиславский). Скажу честно, у меня не очень-то получилось вначале связать Новую сцену Александрийского театра и оперу, но сама идея сделать из современного сценического пространства подмостки для оперного пения показалась мне как минимум любопытной.
На самом деле, ожидания не оправдались. «Галилео» — это не опера (в привычном ее понимании), это оркестр, слова и СПЕЦэффектная картинка.
Музыканты медленно и долго ступают по залу в красных одеждах, неспешно рассаживаясь в мифической оркестровой яме. Венчает это шествие красных кардиналов скрипичная невеста в маске (Елена Ревич), благодаря который спектакль «Галилео» увидел свет.
Григорий Амосов- знаменитый российский математик и физик, сотрудник Политехнического музея самым последним входит в зал, поднимаясь на подиум, откуда он будет читать книгу жизни Галилео, вспоминая лучшие его годы и важные открытия. Оркестр под управлением Филиппа Чижевского в это время разбивает вдребезги воздух, сотрясая его ноющими и тянущими нотками. Партитура оперы написана пятью разными композиторами и содержит, соответственно, 5 глав, которые проходит этап за этапом главный герой. Действие происходит на фоне изображения гелиоцентрической системы мира.
Все 75 минут мое визуальное начало боролось с аудиальным. Откровенно говоря, музыка прямо на любителя. Насколько мне нравилось то, что я вижу, настолько же мне не нравилось то, что я слышу и ощущаю. Художественное решение спектакля очень эффектное и настроенческое , тогда как музыка лично меня постоянно сбивала. Также я не узрела острой необходимости брать математика на роль актера ( читал Амосов, откровенно говоря, средне) если только , таким образом, режиссер не пытался отдать дань науке.
Экспериментировали в этом спектакле во всем, даже в том, как его правильно закончить. Юхананов , по-своему, оборвал своего героя, решив сжечь его публично на костре подобно еретику, хотя мы знаем, что Галилео умер в собственной постели в возрасте 77 лет.