Текущие выходные театрального фестиваля » Молодежь Театр Фест» открылись спектаклем «Крик в темноте» Театральной компании «Нова» (Companhia Nova de teatro). Совместно с экспериментальным театром «Ла МаМа» режиссер Ленерсон Полонини приоткрывает завесу, пожалуй, самого страшного и кровавого времени в истории Бразилии, — периода военной диктатуры (1964–1985 гг.).
Перфоманс основан на показаниях и письмах политических заключенных, хранящихся в Национальном архиве Бразилии. Он знакомит зрителя с женщинами, которые были арестованы и подвергнуты невообразимым пыткам. В XXI веке даже невозможно представить, какой широкий арсенал изощренных способов добывать «нужную» информацию от оппозиционеров может быть и, к сожалению, был в руках тогдашней власти: электрический стул, подвешивание, помещение в «холодильник», физическое и психологическое насилие, яркий свет и невыносимый шум и многое другое. Несомненно, представителям военной диктатуры человеческие мучения доставляли невероятное удовольствие, иначе невозможно объяснить все эти безумные измывательства одних людей над другими.
Моноспектакль в исполнении Карины Казучелли звучит пронзительно и ужасающе. Благодаря мультимедийным средствам актриса быстро и глубоко погружает публику в хроники того времени. Одно за другим дело с пометкой » confidencial» просматривает она через лупу времени, бережно перебирая год за годом. Диктатура, продлившаяся двадцать один год. Двадцать один год люди жили в постоянном страхе и нищете.
Режиссер утверждает, что этот спектакль не плод его богатой фантазии, какие-то надуманные интерпретации или его личная позиция. Это лишь голые факты из коробок «Совершенно секретно».
Второй спектакль — «Жидкий страх» Национального театра Ирака — кажется не менее ужасным и античеловечным. Режиссер Самим Хасбалла на 40 минут помещает зрителя в атмосферу паники, боли, ревности и мучений.
По сюжету некая семья заперта в доме, где живет долгие и мучительные годы в полной изоляции от внешней среды. Это решение не было результатом каких-то репрессий или пожизненного приговора со стороны государства, оно исходило изнутри…»Дела семейные», — как принято у нас в обществе говорить.
Все члены клана (отец, мать, старший сын и младший слепой) скованы одной цепью — причем как в прямом, так и переносном смысле. Дочери каким-то невообразимым способом удалось вырваться из родительского плена, хоть цепи до сих пор на ней и с ней. Другие дети вынуждены терпеть друг друга, ибо сцеплены они давно как сиамские близнецы — обиды на мать и на друг друга, любовь и ненависть лежат в основе их взаимоотношений и держат их мертвой хваткой в одной упряжке.
Спектакль начинается со смерти деда и с прихода страха в «благочестивый» дом. Страх является с топором (прямо иракский Родион Раскольников), чтобы не просто напугать членов странной семейки, но и вскрыть их давние грешки.
Спектакль, ставший лауреатом многочисленных премий, от Татарского государственного театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина с загадочным названием «Ашина» продолжил фестивальный week -end. Ашина — это племя, которое родилось согласно тюрским преданиям из союза волчицы и умирающего мальчика, название оно получило по имени этой самой волчицы, спасшей человеческого детеныша.
На мой взгляд, абсолютно аскетичная и ювелирная работа (по звуку, сценографии, хореографии и «расстановке сил») режиссера Ильсура Казакбаева о дружбе, любви, предательстве и прощении.
Главные герои — трое друзей — одноклассников (Ибрагим, Сабах, Сахау, рожденные в 1920 года) косят траву по указу правительства и ждут уже 40 дней под распаленным солнцем, когда же их наконец-то заберет отсюда «любимое» государство, дабы отправить в светлое будущее — в город, где есть электричество, водопровод и прочие плоды цивилизованного общества. К тому же скоро этот остров на Каме затопит из-за строительства Куйбышевского водохранилища.
Мужчин кормит и подбадривает Римма (1921), со школьной скамьи влюбленная в Ибрагима. Она же присматривает за его сыном -инвалидом Мирзой (у него детский церебральный паралич), который регулярно от нее убегает, только заслышав вой волка.
Каждый из участников по указу волчицы делится со зрителями перипетиями своей судьбы. И, оказывается, что все друг с другом связаны гораздо сильнее, чем это могло показаться при первом взгляде. Не успел Ибрагим жениться на Хамдунэ — подруге Риммы и насладиться ролью отца, как его призвали на фронт. Вернувшись с войны героем, его через несколько месяцев отправляют в ссылку в Сибирь, так как кто-то из односельчан донес на Ибрагима (а донес его друг Сабах по приказу другого его друга Сахау). 10 лет длится его незаслуженное наказание (до самой смерти товарища Сталина). Все 10 лет он пишет письма любимой жене, спрашивает ее о сыне. Римма, которая тогда работала почтальоном, в порыве ревности сжигала все письма любимого в печи и только на последнее, адресованное ей, она ответила: мол, жена, отреклась от тебя — от врага народа. Твой старший сын Мухаматвагиз погиб. Ушел под лед, когда побежал за фельдшерем для твоего младшего сына Мирзы. Твоя жена тоже скончалась. Мурза сейчас в детдоме.
После 1953 года убитый горем Ибрагим возвращается в родную деревню. Нет у него больше смысла в жизни, да и Мурзу он воспитывает нехотя; сам себе откровенно признается, что не испытывает к нему родительских чувств. Римма в порыве страсти открывает свое сердце Ибрагиму, рассчитывая на взаимность, но тот предан Хамдунэ. Тогда она рассказывает любимому всю правду — оказывается, Мурза не сын Ибрагиму, он — сын товарища Николаева, который пытал Ибрагима, выбивая из него необходимое признание. Ибрагим хватает оружие, желая отомстить всем обидчикам за свою поломанную жизнь, но сможет ли он нажать на курок? «Зло разрастается само по себе, а любовь требует усилий», — шепчет волчица, потерявшая как и Ибрагим всю свою семью.
Прислушается ли к словам зверя человек?
Завершилась театральная суббота спектаклем «Преступление и наказание» художественного руководителя Воронежского государственного театра юного зрителя Евгения Кочеткова. Про этот спектакль можно сказать так (перефразировав классика современности актера Николая Фоменко): «Вы не любите ̶к̶о̶ш̶е̶к̶ Достоевского, да вы просто не умеете ̶и̶х̶ ̶г̶о̶т̶о̶в̶и̶т̶ь̶ его правильно ставить».
Невероятная интерпретация нетленной классики. Динамичная, хищная, мелодичная (хор был очень в тему) и самое главное — эпизодичная. Читать на сцене книгу целиком — » пресно, тускло, простоквашно», режиссеру показалось это дело губительным для постановки и бессмысленным (показ бы занял несколько дней), а вот зарубить какую-нибудь старушку в зале, напоминающую старуху-процентщицу, или влюбить зрителя в убийцу — это самое оно. Обаяние Игоря Скрынникова (Родион Раскольников) просто зашкаливающее, его хочется познавать, раскрывать и впитывать. Такой молодой, худой и бледный, а столько силы, ума и благородства. Да и все остальные артисты, сыгравшие основных героев романа, держат внимание публики с первой и до последней минуты.
В руках мастера и убийца, за плечами которого раскромсанные старушки, выглядит не так уж и кровожадно, а даже романтично и ̶н̶е̶много сексуально.