На XIV Международный театральный фестиваль «Александринский» привезли «Отелло» Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова.
Надо сказать, что именно эта трагедия Шекспира как никакая другая больше всего подходит по темпераменту гордому и независимому чеченскому народу с его культурологическими догмами — уважением к старшим и традиционными ценностями таким, как: честь, достоинство гостеприимство и семейные связи. Именно из чувства долга и чести этот народ готов биться не на жизнь, а на смерть. А в «Отелло», как мы помним, слухи об измене Дездемоны как раз и пошатнули эти самые непреложные ценности. И раз доверие грозного и храброго мавра было подорвано (потерян фамильный платок, который был ему очень дорог), раз есть место другому мужчине в его доме (Кассио), то все обидчики должны быть немедленно наказаны и расплатиться жизнью за прелюбодеяние.
Режиссер Роман Мархолиа сумел на довольно скромной деревянной декорации (менялось только название на табло: то Кипр, то Венеция) развести нешуточный костер страстей. С одной стороны, венецианско — турецкая война, развернувшаяся за контроль над островом Кипр, с другой, недоброжелательный и коварный Яго, искусно плетущий интриги с единственной целью — погубить всех своих заклятых врагов и в первую очередь — своего руководителя Отелло. В результате — «нет повести печальнее на свете». От руки упрямых горцев погибают и виновные, и невинные: преданный Кассио, чистая в своей любви к мавру Дездемона, несгибаемый в своих решениях Отелло, Яго и его супруга Эмилия (ее играет художественный руководитель — директор театра Ахмадова Хава Лолиевна).
Пожалуй, самый эпичный момент в спектакле — это удушение Дездемоны. Огромное белое покрывало, заполняющее собой весь помост, молоденькая Дездемона с длинными будто у русалки волосами в белой ночной рубашке, спокойно спит, ничего не подозревая. Врывается старый и тучный мавр, обвиняющий жену в неверности, и не слушая ее мольбы о пощаде, безжалостно закручивает покрывало вокруг жены. Отелло выглядит как огромный паук, который поймал хрупкого белого мотылька в свои сети и теперь связывает их между собой, создавая кокон для своей жертвы. Затем Эмилия, обнаружив мертвой свою хозяйку, обвиняет мавра в преступлении, на ее крик сбегается весь город. Яго под давлением жены признается в содеянном, убивает Эмилию за то, что та его сдала, Отелло, в свою очередь, убивает Яго за козни, приведшие к гибели Дездемоны, и наконец вонзает нож в грудь себе.
Спектакль получился мультикультурным: и с точки зрения костюмов, и с языковой стороны. Он идет на чеченском и русском языках с синхронным переводом на русский язык, песни в постановке поются на английском, а Яго сыплет проклятия на немецком.