«Горе от ума», «Последняя жертва» и «Женя + Таня = Любовь» — что может быть общего между этими, на первый взгляд, разноплановыми произведениями? А общего у них более чем предостаточно: всех их объединяет безответная любовь заглавных героев.
Даже несмотря на то, что время уже совсем другое, и истории новомодными режиссерами упакованы ультра современно, волнующие вопросы остались неизменными: «Любит или не любит?».
Олег Рыбкин переносит действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в 70-80-е годы XX века московскую сталинку. Герои — настоящие стиляги: и одеты по последней моде (прическа, одежда, аксессуары), и ладно пляшут, и поют на любой лад. Чацкий с пластинкой и кубиком-рубиком в руках не слишком привлекателен для «блестящей» Софьи и вынужден убраться восвояси, захватив с собой свои высокие смыслы. Люди с высоким уровнем ассертивности никогда были не нужны (ни в какие времена): ни в старые, ни в новые. И Рыбкин в очередной раз не преминул об этом напомнить.
Сменяет Грибоедова на XXIV Международном театральном Фестивале ТЮЗа им. А.А. Брянцева другой классик русской литературы А.Н. Островский и его «Последняя жертва» (не самое популярное произведение на театральной сцене). Конструкция из неразделенной любви, карточных долгов и природной человеческой подлости в режиссуре Ледуховского становится откровенно провокативной. Молодая вдова Юлия Тугина влюбляется в ловеласа и заядлого картежника Дульчина. Последний прожигает жизнь, влезая посредством карт в бесконечные долги, которые пылкая влюбленная с надеждой еа совместную жизнь отчаянно покрывает. Ни о какой взаимной любви тут, конечно же, речи не идет. И, к сожалению, Ледуховской вместо сочувствия к главной героине вызывает у зрителя эмоции совсем иного толка. Он как будто издевается и над произведением, и над публикой (особенно раздражал звук, идущий эхом от колонок).
Под занавес неразделенной любви и собственно фестиваля показали «Женя + Таня = Любовь» (по мотивам романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина) в режиссуре невероятной Татьяны Самбук. Да, Онегин отвернулся от Татьяны, Ленский застрелен, Ольга убивается от горя, но как все это тонко показано и бережно сыграно. Такого «Онегина» хочется смотреть, читать, учить. От него невозможно оторвать глаз, а всего -то капля белорусского мастерства, прекрасный первозданный текст, смелое режиссерское решение и простота исполнения.
Вот такая вот любовь случилась на фестивале в Петербурге.