Завершающий спектакль фестиваля «Золотая маска» в Петербурге «Где ты был так долго, чувак?» режиссера Антона Федорова, ученика Юрия Погребничко — это яркий пример горизонтального театра, где много творчества, хулиганства и духа свободы, хоть и толкуют главные герои все больше о заключении.
**Текст писался буквально на коленке; это коллективное сочинение Антона Федорова, Розы Хайруллиной — исполнительницы роли Чебурашки, Алексея Френкеля и всех-всех-всех (так, по крайней мере, сказано на сайте площадки «Пространство внутри»).
1, 5 часовой спектакль — настоящая головоломка для зрителя, где последний должен из обрывочных фраз, несвязанных действий, песен Цоя vs Синатры и борща, который «вглядывается в тебя, когда ты вглядываешься в него», собрать сюжет, который вроде бы очевиден, но не так чтобы до конца понятен.
Место действия — российская глубинка, здесь живут Петя (Дмитрий Куличков) и Нина (Наталья Рычкова). Петя — разудалый мужик в майке-алкоголичке пьет или сидит в тюрьме, Нина, одетая как всякая советская женщина в коричневый берет и бесцветный плащ, покорно ждет мужа с зоны, а потом терпеливо сносит дома его пьяные выходки и побои. Трехэтажный мат, водка, борщ (который теперь вместо хлеба всему голова), белая горячка. Что тут ловить? О чем рассказывать? Все это можно посмотреть, даже не переступая порога театра. Иногда кажется, что режиссер за счет бесконечно повторяющихся фраз и действий намеренно растягивает довольно прозаичный сюжет.
Но очень скоро вечер перестает быть томным, а спектакль начинает обретать видимые очертания и смыслы. Ни с того, ни с сего наши герои заходят за угол бани и оказываются в каком-то месте, которое их теперь очень волнует: «А то ли это место?» За ними увязывается Сергей Шайдаков, который сначала вроде сын, потом сосед, а под конец и вовсе попутчик — иностранец в поезде, жадно заглатывающий припасы Нины и произносящий слово «война» как «why now» — «почему сейчас» (в свете событий сегодняшнего дня звучит особенно символично).
Четвертым героем винегретной постановки становится Чебурашка, к которому обращен самый главный вопрос: «Где ты был так долго, чувак?» Ответ от ушастого (который держит уши под ржавой перевернутой будкой) весьма неожиданный: «Сидел…» Чебурашка не без гордости показывает зеленые ковбойские сапоги, сделанные из крокодила Гены, и продолжает вести весьма странный диалог с непрошенными гостями, который тянет теперь ни много, ни мало на экзистенциальную беседу.
Спектакль Федорова и Ко- квинтэссенция абсурда, которого в наше время и в нашем месте стало чересчур много. И в «чуваке» он настолько сильно ощутим, что даже становится порой как-то не по себе.
Никогда песня The Doors не звучала так зловеще правдиво:
This is the end
Beautiful friend
This is the end
My only friend, the end
Of our elaborate plans, the end
Of everything that stands, the end