Традиционная для коммуналок и хрущёвок встреча гостей с выходом из туалета сразу приглашает зрителей в до боли знакомый совковый мир, где телефон держится на изоленте, стены декорированы «личными» стульчаками, а соседи на границе безотказной взаимопомощи и ненависти. Спектакль Льва Эренбурга «Ю» по мотивам одноимённой пьесы Ольги Мухиной — это странно, смешно и горько.

Местный дурачок Коля мечтает быть с Аней; юная Аня грезит седым Андреем и вспоминает, как он заплетал ей косы; Андрей страдает по своей Пироговой и пишет ей стихи на манжетах; её же тайно, а позже насильно желает  Сева; Дмитрий покоряет Москву и жену Севы…И всех объединяет вино-водка и любовь! Любовь заполняет сердца и кухню газом, урну – прахом, ванну – кровью. Чувства и эмоции всегда на каком-то сумасшедшем пределе. Как натянутая струна, звенят их диалоги: все смыслы либо в лоб, либо между строк. Как по расписанию становится жутко от сцен насилия, попыток самоубийств и убийств, сопровождаемых трагикомичными репликами. И хочется вместе с коммунальной  балериной в меховой шапке «подтереться вашей правдой», но «ещё не всё по нашим талонам съедено», и безумие продолжается.

Всем знакомую атмосферу создают песни из шипящего радио и алкогольные заначки, споры между родственниками и соседями, рыдания и вопли. Это каша из человеческих судеб, искалеченных войной, ДЦП, неразделённой любовью, пьянкой и общими «удобствами» советских жилищ. Кажется, у волшебного горшочка отказала функция «не вари»…

Бесспорно, именно в Небольшом драматическом можно познакомиться с уникальным актёрским составом, где талантливо и до дрожи может каждый, но каждый по-своему. Мало быть человеком наблюдательным, одарённым, творческим, чтобы прожить естественно и гармонично историю, подчас непереносимо горькую; прочувствовать так, чтобы и зритель ощутил каждой клеточкой… На сцене не было главных или центральных персонажей, у каждого своё время и место, когда взгляд будет прикован только к нему, когда станут важными именно его слова и взгляды. Николая (исполненил Андрей Бодренков) я встречаю каждый день, только в моём дворе его зовут Алёша, и поразительно, с какой точностью схвачены особенности, на мой взгляд, сложного героя.  Гимнастический этюд Хельги Филипповой, где вместо атласной яркой ленточки вьётся по воздуху размотанная туалетная бумага, останется в памяти теперь на долгие годы.

Каждый, купивший билет, получил свой талон на жизнь когда-то, как и жители коммунальной квартиры в мире постановки «Ю», но пока кто-то из них стоял за любовью, в соседней очереди закончилось счастье.

Смотрела и писала Полина Карева