В основе спектакля «Страх Любовь Отчаяние», поставленном в Академическом Малом драматичнском театре — Театре Европы» , два произведения Б.Брехта — «Страх и отчаяние в Третьей империи» и «Разговоры беженцев». Вся атмосфера пронизана предчувствием огромной беды, которая уже на пороге, ее дыхание герои ощущают за спиной и понимают всю неотвратимость надвигающегося на них ужаса. Черная власть того, чье имя даже не называют вслух герои спектакля, уже поразила их привычный мир, расколола его, рвет на части все, что было им знакомо и дорого. Не случайно первое слово создатели спектакля предоставляют… дождю. Именно звуки капель, монотонные, печальные, настойчивые, сразу погружают зрителя в безрадостную атмосферу, где герои живут без солнца. Да и беседы свои они долгое время ведут под зонтами, спасаясь от дождевых потоков, стекающих с небес. Почти питерская атмосфера, знакомая и привычная каждому жителю. Спектакль вообще наполнен современными темами и ассоциативен. Сам Брехт сегодня необыкновенно актуален и в России, и в мире. Герои беседуют, рассчитывая, что в этих беседах можно найти выход из страха, парализовавшего их души. И не находят его.

Серые тона, не слишком яркий свет, ощущение какого-то «краешка земли». Даже перевернутые стулья не снимают со столов, так и стоят пивные кружки героев вперемешку со стульями. Это сейчас не важно. И только когда в первый раз вспыхивает яркий свет за окнами, отделяющими авансцену от того, что было скрыто от зрительских глаз, мы видим яркий, шумный, вульгарный, живущий обычной жизнью ресторан с его музыкой, образами — шаржами, зарисовками на тему человеческой сути. Пир во время чумы. И чем громче звуки оркестра, чем ярче свет, льющийся из окон, тем безысходнее и трагичнее ощущаются судьбы персонажей «по эту сторону окна». Великолепные работы Т. Шестаковой, С. Курышева, И. Иванова, С. Власова, Н. Акимовой и других лучших представителей труппы МДТ -свидетельство того, как актеры блестяще справляются со сложным, гротескным, парадоксальным материалом Брехта.

Хочется отметить фигуру, вызывающую у зрителя почти физическую боль сострадания. Это жена-еврейка, которая ради своего немецкого мужа решается на отъезд, дабы не подвергать супруга опасности в разгар антисемитских выплесков. Юдифь в исполнении Ирины Тычининой получилась настолько женственной, прекрасной, загадочной… Словно горящая свеча, прежде чем исчезнуть, она освещает все пространство вокруг себя добрым и тихим светом. Ее жертвенность не надрывная, не показная, и тем больнее ощущается трагедия, на которую обрекает себя любящая женщина.

Они сидят так близко к зрителю — люди, чье будущее неизвестно, чьи судьбы наверняка будут изломаны… Но пока все они живы. Они говорят, размышляют, чувствуют, дышат. Несмотря ни на что. И нам посчастливилось услышать их дыханье…

Смотрела и писала Ольга Нестерова