Фестиваль нового британского кино подарил возможность петербуржцам увидеть киноленты, которые только ждут своего выхода на экраны российских кинотеатров. Среди них был и фильм режиссера Стэнли Туччи » Последний портрет» — одна из самых ожидаемых премьер среди почитателей хорошего кино, намеченная на январь 2018 года. В главных ролях — Джеффри Раш и Арми Хаммер.

«Последний портрет» — история нескольких дней из жизни великого скульптора и художника Альберто Джакометти ( Раш) и позирующего ему для портрета американскогр критика и писателя Джеймса Лорда, ценителя и поклонника искусства (Хаммер). Оба героя не ведают, что этот портрет не только станет одной из последних работ великого Джакометти, но и сблизит их и заставит пережить множество интересных встреч и событий, которые обогатят их мир.

В данном обзоре я хочу поговорить с вами не о режиссуре Туччи, хотя она восхищает тонкостью подхода к материалу, интеллигентностью и способствует тому, что фильм смотрится на одном дыхании. И не о сценарии, который насыщен тонким юмором, продуман во всех мелочах и деталях и наполнен великолепными диалогами героев, во время которых каждый из них раскрывается для зрителей как личность. Их словесная пикировка восхитительна!


Но мне хочется сегодня уделить более всего внимания работе Джеффри Раша. Он вновь явил зрителю чудо перевоплощения. Это и не удивительно, если принимать во внимание то, что искусство этого австралийского мастера подчас граничит с волшебством. Раш невероятно сенсорный актер, ныряющий в материал с головой как в омут и вместе с тем бережно и человечно наполняющий каждый свой созданный образ. Он работает без промахов. Раш обладает чутьем и пониманием того, что ждет от него зритель в той или иной роли и никогда не разочаровывает. И над каждой ролью работает буквально как ученый, вытаскивая по крупицам из сценария и биографии своего героя те частицы золота, из которых создает ювелирный шедевр.

Но магия перевоплощения Джеффри Раша в Альберто Джакометти не может не удивлять особенно, ибо вся она построена на сопротивление органики самого актера. Раш — тонкий, элегантный, гибкий и невероятно пластичный. Вспомните хотя бы его почти балетный танец на уставленном яствами столе в фильме «Перо Маркиза Де Сада»! И годы не смогли этой утонченности и пластичности изменить.

В «Последнем портрете» Раш рисует нам Джакометти похожим на гипсовую глыбу, вышедшую из под рук самого скульптора. Весь он выдержан в серых тонах, монолитный, сутулый, с тяжелым взглядом, сероватым лицом, вечно окутанным сигаретным дымом, неуклюжей походкой. Джакометти Раша перемещается по своей мастерской так, что кажется еще миг, и он разрушит собою все свои хрупкие скульптуры. Даже тонкие пианистичные пальцы Джеффри Раша сняты так, что выглядят узловатыми и натруженными. Крупные планы фильма поистине великолепны. Их много, но они не утомляют. Раш смог ради своего героя даже погасить свойственное себе свечение в глазах. Он и распахивает их лишь два-три раза, на мгновение. А в остальное время они занавешены пеленой усталости, брезгливости, недовольства или тоски великого художника. Аппетит к жизни Альберто Джакометти и, вместе с тем, вечное недовольство собой и неудовлетворенность — все эти качества Раш передает с поразительной остротой.

Отдельное спасибо гримерам фильма: их работа помогла актеру создать портретную схожесть с его героем. Главная мысль фильма о том, что портрет не может быть закончен, которую на первом сеансе Джакометти озвучивает позирующему ему Лорду, Джеффри Раш с блеском опровергает. Созданный им портрет Альберто Джакометти завершен, точен и прекрасен.

Январь не за горами, не пропустите шедевр, господа!

Смотрела и писала Ольга Нестерова