Девятый день рождения фестиваля «Дягилев P.S» в этом году совпал с двухсотым юбилеем легендарного Мариуса Петипа, основоположника русского классического балета. Вечер-закрытие фестиваля, озаглавленный организаторами как «Петипa.P.S. Метаморфозы. XXI век» дал нам возможность прикоснуться к наследию Петипа и проследить за тем, как его идеи развили мастера других эпох.

Концерты, подобные этому — то, что доктор прописал, каждому, кто уверен, что современное искусство — это «не его». А еще — всем, кто думает, что классика себя исчерпала. Подборка номеров из классических балетов и фантазий на их тему наглядно показала, как до сих пор свежа и красива хореография столетней давности, и насколько богатые возможности для переработки и интерпретаций она дает. Становясь, например, канвой для размышления о балетном искусстве (как в «Щелкунчике» Ноймайера, где Мари получает на Рождество не игрушку, а пуанты и урок танца); пространством для жесткой полемики (как в прочтении «Жизели» Дады Масило — темпераментной чернокожей феминистки: ее героиня не прощает неверного возлюбленного, а мстит ему); отправной точкой для исследования проблем современности (как в болезненно трогательной «Спящей красавице» Матса Эка, которая поднимает темы юношеского бунта и наркотической зависимости); основой для создания еще более живых и объемных характеров (таких, как Эсмеральда Ролана Пети — озорная дикарка, на кончиках пальцев несущая свое роковое предназначение); отправной точкой для фантазий (как в премьере Анжелена Прельжокажа Ghost о процессе создания музыки к «Лебединому озеру»).

А еще такие концерты — наглядная демонстрация границы между классическим и неклассическим балетом, которая полчас оказывается такой условной. Торжественное и возвышенное па-де-де из «Жизели», как ее танцевала еще Анна Павлова, вошло в резкий контраст с версией родом из ЦАР. А озорной шемякинский «Щелкунчик», в котором герои похожи на диковинные фарфоровые куклы, показал сугубо авторский взгляд на него, оставаясь в рамках классического прочтения. В забавный и остроумный отрывок из «Коппелии» Ролана Пети органично вплелась вариация куклы в хореографии Петипа и редакции Сергея Вихарева. Непривычные грани образов показали Принц и Лебедь из «Лебединого озера» Мэтью Борна, который все роли лебедей отдал мужчинам. А «Небелое адажио» на музыку Олега Каравайчука словно разложило гармонию Чайковского на цвета спектра, показав красивую, но острую и непростую историю о любви и противостоянии.

Закрыло вечер выступление юных танцовщиков — настоящего Вагановской академии, где Петипа начал свою карьеру, и будущего русского балета, в котором он оставил столь заметный след. В каких метаморфозах классики им еще предстоит поучаствовать?..

Смотрела и писала: Алёна Мороз.