Если бы Андрей Могучий делал пиротехническое шоу, то я бы поставила ему за новую постановку пять из пяти, а вот с драматургией… всё, мягко говоря, посложнее будет (а ведь мы ВСЁ-ТАКИ в  БДТ, не забывайте). Его «Толстяки» изобилуют фейерверками, взрывами, разрушениями. Акробатических номеров здесь тоже предостаточно (видимо, навеяло после «La Verita»): доктор Гаспар Арнери (Александр Ронис) ползает по школьной доске словно жук, добираясь до самых её краев, присаживаясь на формулы, а затем падая вниз на грешную землю; отважная Суок (Ольга Ванькова) колесом катается по сцене и летает на звезде под куполом театра; канатоходец Тибул (в прямом смысле канатоходец) ходит прямо над зрительным залом на уровне 2-ого яруса и падает от чудовищного выстрела, не дойдя совсем чуть-чуть. Зрелищно?! Да!

А если к этому добавить ещё и звездное небо, которое своей масштабностью способно заворожить каждого (лично мне оно напомнило пещеры Вайтомо в Новой Зеландии) и зажигательные песни/пляски юных космических разведчиц со смешным названием «Мотыльки знаний», поющие только о том, что видят, капсулы безопасности, откуда вещает зло,  то это уже не просто пиротехническое шоу, а целый фестиваль уличного искусства.

Но, по-прежнему, взрослый зритель ждет от сказки-антиутопии драматургии (то, собственно, зачем он и идет в первый в городе драматический театр), а там… пересохший колодец. Два часа первой части трилогии крайне мало информативны. От доктора Гаспара (который является согласно сказке) главным действующим персонажем мы узнаем много информации о носках (о них можно было бы и совсем не говорить), немного о нём самом (Арнери — мастер различных приборов, доктор ста наук), а также о том, что  15 лет назад — во время Великого Сближения Сатурна с Юпитером —   он был соучастником операции по замене наследнику Тутти человеческого сердца на железное. А дальше… в его жилище врываются поочередно: «Мотыльки знаний»,  отряд светлой космической энергии «Розовые дамы» (тетушки Га, Ни, Мед), разговаривающие исключительно инфинитивами и, наконец, революционеры. В это же время за окном жилища доктора разворачиваются грандиозные события: восстание против правительства Трех Толстяков (Т-3) и будущего наследника Тутти, которому вот-вот исполнится 18 лет. План Толстяков коварен до безобразия: заменить всем людям человеческие сердца на железные, чтобы человечество забыло раз и навсегда, что такое «любовь».  В честь дня рождения наследника министрами решено устроить праздник, который откроется казнью мятежников и цирковым представлением.

Как спасти планету от железных дровосеков и всеобщего зла?! В эпизоде «Восстание «сообщается, что помочь человечеству сможет тот, кто эту кашу, собственно, и заварил, а именно доктор Гаспар Арнери в паре с отважной девочкой с красными волосами Суок.

В конце первой части на сцене снова появляется отряд светлой космической энергии «Розовые дамы» в блестящих платьях. Они садятся на качели, которые уносят их вверх (точь-в-точь как в постановке «Евгений Онегин» Римаса Туминаса) и скороговоркой выдают все глаголы — исключения  2-ого спряжения. Этот ход остался для меня загадкой.

На самом деле, режиссура Андрея Могучего для меня до сих пор большой вопрос. Отсмотрев несколько его спектаклей («Алиса», «Пьяные», «Счастье»), я так Могучего и не поняла. И если бы меня завтра попросили среди множества постановок определить  спектакли руки  Могучего, я не уверена, что попала бы в десяточку. Это все время смежная, наносная режиссура: где-то между Бутусовым, Жолдаком, Рощиным, теперь еще и Туминасом. Может, так и надо — судить не берусь, но я  все-таки за индивидуальность и характерные черты.

Кстати, детские спектакли могут стать (вполне) коньком Могучего.

И не оставляет меня, конечно, мысль о том, что трилогия — это отличный коммерческий ход со стороны БДТ. Зачем показывать один раз спектакль длительностью 5-6 часов, если можно поделить его на три части и получить на выходе три спектакля, за которые зрители заплатят трижды?!