На Новой сцене Александринского театра в минувшие выходные прошел  очередной проект из цикла «Здесь и сейчас», задуманный создателями для освещения сложных вопросов современного общества.

На этот раз речь шла об экологии. Почти весь день неравнодушные к судьбе планеты зрители провели в театре. Началось всё с дискуссии на тему «Эко/эгоцентричность: новые принципы экологичности в культуре», в которой приняли участие: искусствовед  и куратор образовательных программ Государственного Эрмитажа и Музея «Garage»  Дарья Болдырева, театральный художник, дизайнер, экологический активист Елена Соколова, актриса Александринского театра Полина Теплякова и искусствовед и драматург Алина Шклярская.

Много говорили о ZERO WASTE в разных сферах жизни, но особое внимание было приковано к  театру, который, к всеобщему удивлению, производит на свет огромное количество мусора. Прежде всего, за счет утилизации декораций и костюмов (в том числе и исторических) после снятия спектакля с репертуара. Оказывается, их невозможно повторно использовать в других постановках из-за авторских прав. Исторические костюмы режутся ножницами, прежде чем их отправят в пухто, чтобы защитить интеллектуальную собственность режиссера и художника. В то время как Королевский Национальный театр в Лондоне перерабатывает гущу от кофе в брикеты и добывает мед на собственной крыше, который в дальнейшем реализует в театральном кафе, а зрители крутят педали для работы генераторов за скидку на спектакли,  российские театры выбрасывают антикварные вещи на помойку.

После лекции было показано два спектакля также на тему экологии: «Пакетик, который хотел быть нужным»  режиссера Пётра Чижова по пьесе Гули Насыровой и «Eco To Go»
Марии Сапижак по пьесе Алины Шклярской. 

Пьеса Гули Насыровой смешная и грустная одновременно. Поучительная история от первого лица про полиэтиленовый пакетик, который использовали лишь однажды, чтобы потом выбросить на помойку, где он будет разлагаться целых 200 лет. В отличие от людей полиэтилен проявляет большую сознательность и отправляется в дальнее странствие, чтобы найти остров, где он сможет переродиться и снова  приносить  пользу и радость миру. Кстати, этот спектакль не только повод задуматься об экологических проблемах, но и возможность увидеть своими глазами чудо от фонда «Альма Матер», а именно, как театр открывает людей. Сказку играют два музыканта и семь актеров, у четырех из которых расстройство аутистического спектра. И могу заявить с полной уверенностью, что лучших артистов для этого спектакля просто не сыскать. Эта постановка со вторым дном, ведь… В нашем обществе подобные люди воспринимаются как нечто бесполезное, как мусор, который «нормальные» люди пытаются выбросить из «нормальной» жизни.  Но если посмотреть на них с другой стороны (ведь «красота в глазах смотрящего»), то можно увидеть настоящих творцов с сумасшедшей глубиной.

«Eco To Go» — документальный спектакль, состоящий из десятков интервью с людьми совершенно разного калибра. Постановка проходит в форме беседы со зрителем, где артисты делятся с каждым пришедшим своими мыслями и откровениями. Спектакль Марии Сапижак  заставляет задуматься о том, что мы делаем со своей жизнью и с жизнью планеты каждый день, ведь первый закон экологии гласит : «Всё взаимосвязано». То есть умрет природа, умрет и человек, ведь он — часть природы. Только задумайтесь над этой статистикой: в Москве ежедневно вырубают количество деревьев, равное по площади футбольному полю, а fashion-индустрия занимает второе место по загрязнению воды после нефтепромышленности. Задумывались ли вы об этом, приобретаю новую кофточку из коллекции весна-лето 2021?

На  самом деле, «покупая продукты с приставкой ЭКО, мы покупаем себе индульгенцию и продолжаем спокойно срать».