Ему 83 года, он – неказистый очкарик маленького роста. Выражение его глаз, почти всегда печальное, скрывается за мощными линзами. Его имя — Вуди, и он снимает по фильму в год. Он — человек –легенда, знаменитый бренд, неповторимый стиль.

Картины Вуди Аллена в общей сложности больше двадцати раз номинировались на премию «Оскар». А тот факт, что он — блестящий писатель и драматург, подтверждается неослабевающим интересом к его произведениям на всех сценах мира.

В кинематографе Аллен по праву считается создателем жанра интеллектуальной комедии. Это получило своё продолжение и в его литературных произведениях. И если в раннем творчестве его ещё привлекало следование традициям «чистых комиков», на определённом этапе «в Аллена вселился Бергман» (как очень точно подметил российский режиссер Михаил Брашинский).

Несомненно, есть бергмановские краски и в пьесе «Central Park West», которая вошла в репертуар Театра Комедии им. Н.П.Акимова в 2018 году под названием «Любовь, Нью-Йорк и… Вуди Аллен». Критика окрестила это произведение «очень смешной трагедией»… Блистательный мастер диалогов-пикировок, Аллен говорит со зрителем о психологии семейных отношений, о зыбкости чувств, о неумении слышать и слушать партнёра, об одиночестве вдвоём, и о бесконечном желании человека любить и быть любимым. И вроде бы сюжет прост и ясен – перед нами – четвёрка американцев в возрасте около 50-ти. Этакий квадрат отношений.

В сценическом оформлении спектакля — отсвет Нью-Йорка, его образ, его светотени. Окна в рамах, зеркальные отражения, силуэты небоскрёбов. Серо-серебристая цветовая гамма декорации подкреплена яркими деталями интерьера. Зрителю представлена квартира главной героини.

Филлис (Елена Руфанова) — психоаналитик, сделавшая неплохую карьеру, уверенная в себе дама и хорошая (как ей самой казалось) жена. С первых минут действия она предстаёт перед зрителем в состоянии отчаяния и саморазрушения. Алкоголь, громкая музыка, гротескный танец, на который она будет срываться ещё не раз – это всё то, чем героиня пытается заглушить сердечную боль: она узнала, что её муж, преуспевающий адвокат Сэм (засл.арт. России Николай Смирнов) ушёл от неё, полюбив другую женщину. Филлис больно вдвойне от того, что причиной этого жизненного краха она считает свою подругу Кэрол (Наталья Андреева). Собственно, Кэрол и оказывается первой свидетельницей надрывного состояния Филлис. Героини контрастируют даже по внешнему облику. Лаконичная чёрная одежда Филлис – словно траур по разрушенной жизни. Кэрол – слишком молодящаяся дама, одета как девочка-стиляга. Жёлто-канареечное платье в горошек, кричащий полушубок из ламы того же цвета, тёмно-рыжие кудряшки– всё выдаёт в ней отчаянное желание понравиться и продлить молодость. С реальностью она явно не в ладах. Куда только девается её приторно-сладкая участливость, когда Филлис бросает ей в лицо обвинение в предательстве. С каким упоением и цинизмом Кэрол посвящает бывшую подругу в детали измен её супруга, озвучивая всё новые факты и имена. Неврастеничную краску своей героине Наталья Андреева придаёт тем, что постоянно то снимает, то надевает туфли на высоченных каблуках. Натуры нервические – это конёк Вуди Аллена, он выписывает их с особой точностью. Ему так понятен конфликт неуверенного в себе человека с окружающим миром по причине колоссального количества мелких и обширных комплексов! А динамика Филлис простирается от настоящего «furioso» до отстранённых психологических наблюдений и опытов над «пациентами».

И следующий такой пациент, конечно же, появляется на сцене, чтобы добавить своих красок к женскому, достаточно длительному дуэту. Это Ховард (Сергей Романюк), муж Кэрол, верный семьянин, неврастеник, неудачливый писатель. Его образ заставляет вспомнить героев клоунских миниатюр Полунина. Парадоксальность и гротескность своего героя Романюк передаёт весьма органично, заставляя откликаться на свои посылы обеих героинь. Когда он узнаёт о предательстве жены, которую нежно любит, его реакция сначала до странности спокойна. Но ещё минута — и он впадает в истерику. Срочно убить себя! Нет, сначала неверную жену, доведя её до сползания по стенке! Но пистолет не стреляет, он просто забыл снять его с предохранителя, что сразу заметила Филлис. Оружие отбирают, и Ховард, тщетно пытающийся найти хоть сколько-нибудь привычную для себя нишу, надевает хозяйственный фартук и погружается в домашние дела. Он смешон, но это его давно не удивляет…

Где же четвёртый герой, которому перемыли все кости бывшие подруги, который у обеих женщин вызывает столь сильные эмоции, да и не только у них, судя по содержанию диалогов? Самое время ему появиться. И это происходит. На сцену выходит Сэм. Николай Смирнов преподносит своего героя зрителю во всей красе. Это первый уверенный в себе персонаж пьесы. От него так и веет приятным лоском, он ухожен от ушей до кончика хвоста. Вернее, от начищенных терракотовых ботинок и синего костюма до шляпы и запонок на белоснежных манжетах. И наверняка от него пахнет дорогим парфюмом… Вспоминается поневоле, что в человеке должно быть всё прекрасно и т.д., и т.п. Порывистый, размашистый, властный. А как он на ходу бросает фразы, не терпящие возражений! Все, кто оказался на пути, отлетают вмиг. Такой адвокат защитит — так защитит… И донжуанский список, спрятанный где-то в кулуарах его памяти, понятен и оправдан. Сэм – кот, который гуляет сам по себе. Он ценит свободу и никакой брак его, кажется, не остановит…

Обвинения Филлис проходят мимо Сэма по касательной, он не намерен ничего объяснять и оправдываться. Да, он полюбил другую женщину! Да, он имеет на это право! Но тут-то и вскрывается интереснейшая вещь – к его любви Кэрол не имеет ни малейшего отношения…

Наталья Андреева очень искренне передаёт трагедию влюблённой по-настоящему, хотя и смешной стареющей женщины. Она не может поверить в услышанное, она мечется, пытаясь убедить Сэма, что у них была большая любовь. И опять блестящая пикировка между героями от Вуди:

Кэрол. Сэм, ты же обещал…ты же говорил, что любишь меня.

Сэм. Никогда. Ни разу.

Кэрол. Да как же?

Сэм. Я очень внимательно следил, чтобы не употреблять этого слова.

Филлис. Никогда не давай адвокату: запутает в формулировках.

И тут наступает момент, когда в эту четвёрку вливается ещё один персонаж, будущий центр квадрата. Та самая причина, по которой Сэм ушёл от Филлис. На стёклах окон на мгновение расцветают розовые цветы, и появляется юная прелестница в юбочке-пачке, с крупной надписью «Love» на футболке (ну а что там ещё, собственно говоря, должно быть написано). Джульет (акцент на имени) – пациентка психоаналитика Филлис, по иронии судьбы ещё недавно даже посмотреть в сторону мужчин боялась, а тут взяла и увела мужа у своего доктора!

В этот миг происходит превращение с героем Николая Смирнова. Сэм светлеет на глазах. Быстро пшикает в рот освежителем дыхания – маленькая деталь, но как она выдаёт бережное отношение героя к предмету своей любви. А дальше — циничный ловелас исчез, а на смену ему появился трогательный, трепетный, по-мальчишески влюблённый мужчина с глазами, излучающими свет. С какой лаской он кружит молоденькую фею, подняв её к небесам. И зритель мгновенно верит, что это преображение окончательно и бесповоротно. Дон Жуан закрыл свой список и остепенился. У Джульет появился Ромео, пусть и не юный. Он намерен жениться, и это не обсуждается. Любовь творит чудеса!

Попытка Филлис и Кэрол, пока вышел Сэм, разговорить Джульет, особых успехов не приносит. Юная нимфа на своей волне, жизнь для неё –интереснейшее приключение, и ни колкости, ни сарказм в неё не попадают.

И вот уже надевает шляпу и плащ Сэм, вроде бы ещё минута, и он уйдёт вдвоём со своей последней и прекрасной любовью. И тут вновь на арену, простите, на сцену выходит нелепый Ховард. Как ни странно, его убеждения, что любовь-любовью, а брак совершенно ни к чему в данном случае, оказывают воздействие на Джульет. А уж после того, как он представляется киносценаристом и обещает юной особе золотые горы, она и вовсе прячется за барной стойкой, только бы не уходить в семейную жизнь за Сэмом. Тут уже меняется пластика Ховарда. Он даже становится выше ростом, он включает всё своё возможное и невозможное обаяние. Он, кажется, и сам верит в то, что говорит… Хотя зрителю ясно, что только месть и желание расстроить планы человека, сломавшего его семью, движут Ховардом. Ну какой он герой-любовник?

Но цель достигнута, на лицо Сэма наползают тучи, и завязывается драка. В мигающем свете стробоскопа некогда друзья, а теперь злейшие враги схватываются друг с другом.

Когда звучит выстрел, зритель не сразу понимает, что тот самый, не сработавший пистолет – в руках у Джульет. Сэм, как подкошенный, валится на перевёрнутый в драке диван.

Уже вызвана медицинская помощь, уже бережно уводит домой свою любимую жену Кэрол недотёпа Ховард, простив ей все грехи, убегает прелестница Джульет. Издали зритель слышит её голос, она извещает Филлис, что обязательно придёт к ней на следующий сеанс, как обычно…

Из-за дивана зал видит только руку Сэма, неестественно вывернутую, пряди чёрных волос и горящий глаз — от боли и невыносимости происходящего. И его мольбу не уходить юная муза уже не услышит. Единственный истинно влюблённый из всех героев повержен собственной возлюбленной. Горькая ирония судьбы!

На торжествующий сарказм, завершающий пьесу, Филлис имеет право. Но что это теперь изменит?

Один час двадцать минут – столько длится спектакль «Любовь. Нью-Йорк. И …Вуди Аллен». И пролетает это время как один миг. Благодаря филигранной работе актёров, интересно выстроенному пространству, режиссёрскому мастерству и перу необыкновенного ВУДИ АЛЛЕНА!

Смотрела и писала Ольга Нестерова