Завершение 2017 года, года 100-летия революции, ознаменовалось грандиозным и интереснейшим событием в музыкальном мире Санкт-Петербурга и всей России. В Большом зале Санкт- Петербургской государственной Филармонии состоялась мировая премьера — прозвучали «Страсти по русской революции 1917 года». Поэторию для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра в девяти частях создал знаменитый петербургский композитор, заслуженный деятель искусств России Виктор Плешак.

Произведение написано специально для русского оркестра им. В.В. Андреева под руководством н.а. России Дмитрия Хохлова к юбилею трагического и разрушительного для истории России события. Это сочинение является продолжением музыкально-исторической эпопеи композитора под названием «Русский миръ». Ее части посвящены важнейшим событиям и вехам в истории и жизни Российского государства. Выбранный автором жанр «поэтория» не случаен. В либретто, которое написал сам Виктор Плешак, звучат тексты великих поэтов эпохи, строки из писем современников революции, слова из обращений последнего российского государя и церковных песнопений, глас разгулявшейся толпы. Горький, Блок, Цветаева, Есенин, Маяковский, Волошин, Соловьев…

Пророческие слова и мысли особенно остро звучат сегодня. Текстовой основе отдана важнейшая роль. Не случайно особое место в поэтории занимает чтец. Его партию на сцене исполнил выдающийся петербуржец, народный артист России Сергей Новожилов, непревзойденный мастер художественного слова, отмечающий в декабре 2017-го свой 80-летний юбилей.

Певцы-солисты — Светлана Москаленко (сопрано), Александр Михайлов (тенор), Сергей Романов (баритон) и Юрий Власов (бас) «говорят» голосами великих поэтов. Голос Владимира Маяковского получил бас, Сергея Есенина — баритон, Александра Блока — тенор и Марины Цветаевой — сопрано.

Хор в «Страстях» Виктор Плешак наделяет важнейшей ролью в музыкальной драматургии — ролью участника революционных событий, коментатора, очевидца всего происходящего в ту тяжелую годину. Исполнить эту миссию было поручено хору студентов дирижерско- хорового факультета Санкт-Петербургской Консерватории под художественным руководством н. а. России Валерия Успенского. Хоровая партия поражает своим масштабом — здесь и маршевые песни, и бесшабашные крики толпы, и кантиленные напевы, и церковное пение, даже частушки.

Введенная в свое время Дмитрием Хохловым в состав народного оркестра медной духовой группы сделала его звучание насыщеннее и богаче. А в поэтории присутствует еще один инструмент — орган ( его партию исполнила Елизавета Панченко). Именно его звучание придает дополнительную мощь «Страстям», наделяет произведение краской, присущей старинной духовной музыке. Хочется отметить еще одну важную деталь в партии органа — диссонансная лейтгармония, так называемый «аккорд-апокалипсис» как отражение трагической сути страстей человеческих, которые провели наше Отечество страшным путем тяжелейших испытаний.

Завершаются «Страсти» строками стихотворения «Бедный путь» русского религиозного философа Владимира Соловьева — гимн свету, солнцу, любви. Композитор дает нам надежду — в словах «Да сияет солнце любви!» светлое будущее новой России. События земли русской, которые потрясли мир, остались в прошлом, но помнить обо всем, что пережито, необходимо. И в сохранении этой памяти миссия композитора Виктора Плешака и его детища выполнена ярко, талантливо и своевременно. Это необходимо услышать всем, кому дорога судьба России.

Слушала и писала Ольга Нестерова