«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» М. Булгаков.

Мария Романова поставила на сцене театра «Мастерская» очень женский спектакль — трогательный, интимный и деликатный, страстный и красивый. Истории таких разных Софьи Толстой, Анны Достоевской, Ольги Книппер, Елены Булгаковой он нанизывает на звенящую струну судьбы Натальи Гончаровой — первой жены гения, музы и мученицы своего великого супруга. Каждая из них посвятила себя своему мужу — если не при его жизни (как Ольга Книппер), так после его смерти. Всю жизнь они любили, прощали, помогали, вдохновляли, развлекали, обслуживали. Ждали. И продолжают ждать.

«Жены» вполне предсказуемо о том, как трудно быть спутницей великого человека, сколько разочарований и испытаний выпадет на долю той, что выберет путь служения. И о том, сколь многим обязаны своим не всегда незаметным супругам столпы русской культуры.

В спектакле много деталей — изящных и работающих, хоть и не всегда дорабатывающих. В целом есть ощущение, что ему не хватает общей истории, магистральной линии, которая залегала бы глубже поверхностного муж-творец — жена-муза и не давала бы действию рассыпаться на череду отдельных номеров. Впрочем, исполнены эти номера изобретательно и со вкусом, а героини в своих образах так органичны, что это легко прощаешь.

Эмоции каждой из них находят метафорическое выражение и продолжаются в пластике, музыке и предметном мире: Булгакова, вспоминая знакомство с будущим мужем, танцует танго, Толстая жалуется на мужа, сжимая в руках аккордеон, и ее раздражение прорывается наружу в извлекаемых из него звуках. А пикантная и забавная сценка встречи и бурного развития отношений Анны и Достоевского достойна отдельного упоминания.

Огромные прекрасные, полные бед и радостей жизни проносятся перед нашими глазами за полтора часа спектакля, оставляя ощущение светлой щемящей грусти. А еще — желание больше узнать о героинях и историях их любви. Наверное, именно с этим посылом он и создавался.

Смотрела и писала: Алена Мороз.