Начало: 20:00 25 декабря 2017 года

Сочинения Стефана Цвейга всегда имели особую популярность в России. В свое время вышло собрание его сочинений в двенадцати томах, в предисловии к которому Максим Горький определил этого автора одновременно как глубокого философа и тонкого художника. Свою связь с русской культурой Цвейг признавал лично: он часто повторял, что больше всего на него повлияли Толстой с Достоевским, заставив писателя переосмыслить свои представления о литературном мастерстве.

В Театре имени Евг. Вахтангова четверо начинающих режиссеров, учеников Римаса Туминаса, представят свои интерпретации четырех новелл Цвейга.

Гульназ Балпеисова: «Мир любит сказки со счастливым концом, в которых любовь преображает человека, превращает чудовище в принца, замарашку в принцессу. В крайнем случае, не меняя внешность, любовь помогает разглядеть красоту души. Во имя любви совершаются великие поступки. Великие, да. Но далеко не всегда добрые и светлые. Как насчёт чудовищных деяний во имя любви?

Это не то, о чём сочиняют сказки, не то, что показывают в романтических фильмах. Зато в постановке новеллы «Лепорелла» мы хотим коснуться именно этой темы. Что происходит с тем, кто влюблён, кто предан беззаветно, для кого любовь стирает все границы и моральные запреты? «… ибо кто же оглядывается на свою тень? Знаешь, что она неизменно и бесшумно идёт за тобой по пятам, иногда забегает вперёд, будто твоё ещё не осознанное желание, но как редко присматриваешься к ней, пытаясь узнать самого себя в этом нелепо искажённом обличье!», — Стефан Цвейг».

Владимир Бельдиян: «Разорённая и нищая Германия в смутное время между двумя мировыми войнами. Антиквар из Берлина, увидев, что ему больше нечего продавать, отправляется в маленький провинциальный городок, чтобы найти одного старого клиента в надежде выкупить по дешёвке какую-нибудь завалявшуюся реликвию, однако он даже и не подозревает, каким сокровищем обладает тот человек».

Анатолий Шульев: «Художник Фердинанд Р. с женой исполнили мечту всей жизни, купили домик в горах Швейцарии: любимая работа, вдохновляющие пейзажи, лучшее время и место, чтобы творить, растить детей и наслаждаться жизнью. Но внезапно покинутую ими Родину охватывает жажда крови, духовная эпидемия под названием Первая Мировая война: заболевание начинает захватывать новые территории. «Машина для убийств» требует всё новых жертв. И вот, спустя два месяца после начала войны, Фердинанд Р. получает повестку: он призван в действующую армию… Что делать? Скрыться, остаться в стороне, не участвовать, спастись или взять в руки оружие, смешаться с толпой, подчиниться и утонуть в крови?».

Хуго Эрикссен: «Шахматная новелла» — последний художественный текст, созданный Цвейгом. Это исполненное отчаяния высказывание о крахе идеалов гуманизма, рассказ о том, как былые ценности Европы уничтожаются грубой силой и воинствующим невежеством. «Золотой век надёжности», как характеризовал его сам Цвейг, сменяется эпохой торжествующего нацизма, по Европе расползается «чёрная чума». Однако автор избегает публицистичности, предпочитает вскрыть проблематику через авантюрный, держащий в напряжении сюжет. А именно — через историю одного шахматного противостояния. Как говорит главный герой новеллы: «Это довольно запутанная история и может сойти за иллюстрацию к повести о нашей прелестной эпохе. Может быть, вы запасетесь терпением на полчаса?…».

Место проведения: Симоновская сцена Театра Вахтангова — Калошин пер., д.10, стр.2