«Топливо» — о жизни Давида Яна, российского программиста, создателя компании ABBYY, разработчика семейства словарей Lingvo и программы распознавания текста Fine Reader, который сейчас занимается созданием искусственного интеллекта. Но меньше всего этот спектакль похож на стандартные жизнеописания и истории успеха.

Евгений Казачков написал пьесу с единственным героем на основе долгих бесед с Яном. И показал высший пилотаж мастерства: получилось просто, но эта простота на деле очень сложно организована. С одной стороны, «Топливо» — вербатим с формальной небрежностью и спонтанностью живой речи. С другой, драматургия повествования выстроена так виртуозно, что оно получилось глубоким и многомерным. Анализируя, увидишь здесь и сложную мотивную структуру, и развитую символику, и ритмизацию текста. Не анализируя — просто полтора часа просидишь, не отрывая глаз от одного-единственного человека на пустой сцене, и выйдешь из зала, переполняемый эмоциями.

Но дело не только в мастерстве драматурга.

Интересным получилось взаимодействие материала, текста пьесы и актера Максима Фомина в постановке Александровского.

Актер умышленно существует отдельно от прототипа, не изображает его, не притворяется им, и вообще максимально отстраняется от произносимого (например, слова «колени у него были вот тут» не сопровождаются соответствующим жестом).

Стиль исполнения накладывается на оформление текста, которое не закругляет и не полирует недосказанности, а акцентирует их («Это был такой. Это реально меня…»).

При этом и сам материал задает дистанцию: Ян, рассказывая, смотрит на себя со стороны и анализирует больше себя и свои мотивы, чем происходящие события.

…И получается ощущение чистого интеллекта в действии. Мы как будто попадаем внутрь сознания гения — потрясающе организованной машины, где наука пополам с магией. И он не просто рассказывает, он не учит, не предлагает готовых решений, он словно приглашает нас принять участие в увлекательном процессе познания.

Начинается оно, как и положено, с начала — из раннего детства, когда герой рассчитывает скорость проплывания облаков в ударах сердца, «фотографирует» мгновения и задается вопросом о том, что останется после него. Его родня со стороны матери — из артистической среды, а отец — физик, и сплав физики с лирикой в сознании маленького Давида рождает самого настоящего творца.

На старте третьего тысячелетия человечество вплотную подошло к созданию искусственного интеллекта. Мифология будущего творится сейчас. И Ян и подобные ему люди — божества и пророки будущих Евангелий от ИИ. От параллелей никуда не деться:

— у героя есть бог-отец, который учил его, сильно на него повлиял, но присутствовал в его жизни чаще видный ему со спины;
— у него есть ощущение творца: создавая программы, он делает неживую материю живой;
— он способен вести за собой людей: его флешмобы искажают причинно-следственные связи и создают удивительные иррациональные мгновения;
— наконец, он наделен мощнейшим созидательным потенциалом, постоянно пробует реальность на зуб, изучает ее, спрашивает и приходит к ответам разными путями.

Как и миф, простой, но вбирающий в себя все многообразие жизни, «Топливо» затрагивает огромное количество тем, насущных для человека, особенно молодого. В чем смысл жизни? Как ставить цель и как к ней идти? Что важнее — цель или процесс ее достижения? Как продолжать двигаться вперед, если все пропало? Где искать топливо, которое не даст опустить руки?

В спектакле дано несколько версий того, что же это — топливо. Но ни один из них, конечно, не истинный (точнее, не главный). Потому что кто-то всю жизнь просеивает песок, кто-то копает, кто-то ищет ручьи и пещеры. Потому что суть — в познании.

Смотрела и писала: Алена Мороз.