Большая многолюдная квартира. Шумно: где-то читают, где-то музицируют, где-то стучат на пишущих машинках. Я захожу в библиотеку и послушно надеваю нарукавники, без которых здесь нельзя. Колоритный мужчина, одновременно похожий на поэта и пирата, учтиво приглашает меня встать на старинные напольные весы, заговорщически советует запомнить цифру, но никому не говорить, а молодой человек у книжного шкафа передает книгу Хармса: «Откройте страницу под этим номером и прочитайте первую попавшуюся фразу». Я читаю: «Вот так история»! (В последние дни я несколько раз думала о том, что похудела, и интересно было бы узнать, сколько я вешу; дома весов у меня нет. И это маленькое и ничего особо не значащее желание неожиданно материализуется в пространстве Квартиры. Вот так история!) Так начинается мое путешествие в мир этого удивительного спектакля, которое оказывается скорее экспедицией в саму себя.

В своем интервью режиссер спектакля Борис Павлович говорит, что иммерсивность не была для него самоцелью, ни одного спектакля «с погружением» он не смотрел и о технологиях иммерсивного театра ничего не знает. А «Разговоры» — это опыт приглашения зрителя в творческую лабораторию, в процесс создания инклюзивной постановки. Отказ от следования канонам иммерсивного театра (и даже от их знания) создает особую магию: освобожденные от причинно-следственной связи вещи и факты очень легко обрастают смыслами, превращаясь в зрительской голове в символы. Как в усредненном гороскопе любой человек может найти черты своей личности, так и здесь комбинация совершенно случайных фактов, мыслей, слов, предметов находит непредсказуемый отклик — у каждого он будет, и у каждого он будет свой.

Участие в спектакле студентов Центра “Антон тут рядом” с расстройством аутистического спектра — Антона, Нины, Марии и других — с их причудливой логикой с одной стороны и абсолютной честностью с другой становится неким ключом к миру абсурда, миру свободы, который мало кому из нас по-настоящему доступен. А абсурд, как химический реактив, проявляет одно и смывает другое, неожиданно помогая навести порядок внутри.

Наше сознание не терпит пустоты и разобщенности. Первую оно населяет деталями, вторую складывает в истории. Из хаоса примет прошлого в пространстве «Квартиры» каждый сложит свою уникальную мозаику. Кто-то вспомнит детство и посиделки у бабушки, кто-то — первое съемное жилье, кто-то поселит сюда любимых авторов или персонажей книг.

Совершенно неклассический театр внезапно оказывается как нельзя более соответствующим канонам театра шекспировского: он держит перед зрителем зеркало. И все «Разговоры» оказываются обо мне: о моих проблемах, страхах, радостях, о том, что мне нужно и том, как этого достичь. Позволяя мне то, что обычно не принято — например, трогать вещи в чужой квартире, распевать во все горло, заговаривать с незнакомцами — они как будто выковыривают меня из панциря условностей и стандартных ритуалов. Эта удивительная, странная и немного страшная свобода показывает, как много я — и все мы — на самом деле себе запрещаем. (И совершенно зря).

После аплодисментов хозяева и гости начинают собираться на чаепитие. «Тебе понравилось?» — спрашивает Антон, и я чувствую, что это для него очень важно. Я отвечаю, что очень понравилось, он расплывается в улыбке и протягивает мне раскрытую ладонь.

Участвовала и писала:  Алена Мороз.

Фото: Маргарита Новосёлова.