Танцевальный спектакль «Солярис» в постановке Юрия Смекалова , пожалуй, самый во всех смыслах смелый эксперимент театра «Приют комедианта».

 

Во-первых, выбор площадки.

Когда в прессе только появилась информация, о том, что театр готовится к премьере балета, все до единого недоумевали. Как такое вообще возможно?! Балет?! На сцене «Приюта комедианта»? Там же миниатюрная сцена, на ней ведь не развернуться!

Во-вторых, в драматическом театре решили «играть» балет. Согласитесь, в голове не укладывается такая новость.

В-третьих, громкие имена на афише, мимо которых не смог бы пройти даже тот, кто в театре не частый гость: Юрий Смекалов, Владимир Варнава, Александр Челидзе, Злата Ялинич и многие другие.

Сразу стоит сказать, что проба пера прошла на «ура». Балет, который для критиков и блюстителей классики отнюдь не балет, а перфоманс в исполнении  звезд мирового балета, прошел не просто с оглушительным успехом, он порвал зал, разрушив многолетние  каноны и  границы

между

настоящим и будущим,

между

драмой и танцем,

между

артистом и зрителем.

Стоит только зайти в зрительный зал, как действие тут же захватывает всего тебя. На сцене, обильно посыпанной песком, подвешены три тканевых мешка, напоминающие летучих мышей во время сна,  в которых в эмбриональных позах сложены артисты. Первым четырем рядам раздаются защитные очки, а громогласный голос сверху призывает зрителя приготовиться к полету. Дальше выключается свет, и начинается настоящее волшебство. Благодаря изумительной работе творческой команды зритель взаправду отправляется в космос, где внеземные объекты оживают прямо на глазах, а звезды разбиваются о вымышленный космический корабль, на котором со стремительной скоростью движется навстречу будущему каждый пришедший.

Смекалов (Человек), который в спектакле выступил не только хореографом, но и танцором, исследует поочередно содержание необычных объектов, доставая одного за другим их обитателей, как будто перед ним его прошлое, настоящее и будущее. В первом — выразительная и статуэточная Злата Ялинич (Женщина), которая вступает со Смекаловым в танцевальные отношения, перекрывая ему доступ к кислороду  и открывая новые грани жизни. Во втором и в третьем спрятаны мужчины (Владимир Варнава и Денис Климук); каждый из них ведет собственную игру с незваным гостем. За всем этим со стороны наблюдает Ворон off. Темное (Александр Челидзе); во втором действии он делится на множество голодных металлических голов с горящими красными глазами.

Откровенно говоря, это очень неблагодарное занятие  —  описывать танец, тем более — современный. Ты можешь разве что поделиться чувствами, которые  пробуждает в тебе атмосфера, возникающая на сцене, но добавить конкретику и смыслы будет достаточно сложно, если не невозможно. Эмоции сильно разрозненные, но все со знаком «+». То, что происходит в течение двух с половиной часов (особенно мне запомнился момент, когда все артисты вылезают в масках, копирующих лицо Смекалова, из чрева хомяка) похоже на какую-то безумную фантазию художника из другого мира, которую больше всего на свете боишься  спугнуть, настолько она необычна и хрупка по своему содержанию… Ее хочется изучать до бесконечности…ровно настолько, насколько хватит глаз и слуха.

Фото: Наталья Кореновская