«Утиная охота» Дениса Хусниярова — это пока что самый необычный и экспериментальный спектакль, который я видела в Театре на Васильевском. И с точки зрения сценографии (простые статичные декорации плюс видеопроекция), и в том, что касается подбора персонажей (ждите утку!), и в плане отношения к первоисточнику.

У меня постановка вызвала ассоциации не то с калейдоскопом, не то с мозаикой: короткие фрагменты, очень разные по визуальному и звуковому оформлению, то складываются в причудливый узор, то перемешиваются и рассыпаются в руках. Некоторые из них безумно проникновенны (как сцены Зилова и Галины), другие кажутся чужеродными и вызывают недоумение (вроде погони Зилова за уткой под шаманский напев). При этом спектакль здорово балансирует на крайностях с резкими перепадами от нелепого и смешного к страшному.

Режиссер обнажает подспудный экзистенциальный и метафизический смысл пьесы, убирая из сцен бытовую шелуху и доводя их до абсурда. Из череды воспоминаний пьеса превращается в вереницу снов. Может быть, потому, что только во сне человек может быть честен с собой?  Сами герои у него как будто не люди, а их внутренние ощущения. Поэтому Зилов, в оригинале — крепкий мужчина, в движениях которого «много внутренней свободы», здесь предстает хилым, ломким и болезненным.

Его образ неожиданно оказывается очень современным: «офисный планктон», проживающий скучную жизнь, молодой, но уже уставший человек без сердца и без цели. Вернее, цель у него есть, но она как будто не его, она не по силам ему и не по плечу. Его жизнь — одно большое недо-: недострой, которому уже не суждено стать крепким домом, нерожденный ребенок, неслучившаяся охота, недодружба, недолюбовь.

Зал постоянно оказывается вовлекаем в действие, видимо потому, что нам приходится быть зрителями подобных историй постоянно. Даже здесь, в театре, где-то сидит Зилов и никак не может завершить телефонный звонок…

Он — инфантил в заячьих ушах, одновременно наивный мальчик и утомленный старик, который не живет, а то ли спит, то ли видит про себя кино. Он, как Ежик, заблудился в тумане и ищет пути. Только Ежик в конце выходит из тумана к теплу и дружбе, а наш герой?..

Хуснияров отказался от концовки Вампилова, оставляя финал разомкнутым, а спектакль — распахнутым в реальность. И это здорово рифмуется с общей идеей, как я ее поняла, но оставляет слишком много вопросов. Не к себе (что было бы логично и чего я от театра жду), а прежде всего к действию. Чего-то в этом паззле не хватает, чтобы он стал картиной. Возможно, дело в том, что это был первый, предпремьерный показ, и в процессе обкатки спектакль станет более целостным? Обязательно проверю через несколько месяцев.

Смотрела и писала: Алена Мороз