Каждый петербуржец (даже недавний) знает, что такое БДТ, и без труда увяжет эту аббревиатуру с фамилиями Басилашвили, Фрейндлих, Лаврова… Может быть, Товстоногова — не зря же Большой Драматический носит его имя. А что кроме этого вы назовете?

Вообще, раздумывая об истории одного из главных театров культурной столицы, логично предположить его связь с судьбами многих известных ее обитателей. Но знаете ли вы, насколько в реальности легендарны эти стены, и какие люди в них творили? Например, что Александр Блок служил здесь заведующим литературной частью (именно так он просил его называть, именование «председатель правления» скромного Блока смущало). Что эскизы декораций рисовали Кустодиев, Петров-Водкин, Бенуа, автор одного из известнейших портретов Ахматовой Натан Альтман. Что музыку к постановкам писали Шостакович, Свиридов, Исаак Шварц…

Узнать еще много интересного можно из первых рук: ведущий экскурсию «Путешествие по музею БДТ» Вениамин Каплан работает здесь уже 36 лет, застал Товстоногова и видел большую часть спектаклей из своеобразного зала славы театрального музея. Но это «Путешествие» — гораздо больше, чем просто новые знания, и имеет как минимум пять особых бонусов.

Итак, за чем еще стоит идти на эту экскурсию?

1. За уникальной экспозицией. Эскизы Петрова-Водкина к «Борису Годунову» авторы альбомов и книг о художнике запрашивают у БДТ. А снимки Блока, Кустодиева и многих других известных личностей отпечатаны со стеклянных негативов, разысканных Вениамином Наумовичем на чердаке или складе. Их вы не увидите больше нигде! Как и макеты декораций.

2. За новым пониманием театральных людей и новым представлением о театральной жизни — как о произведении искусства. По пути в Аргентину морем труппа БДТ попала в сильнейший шторм, жертвой которого стали декорации к одному из спектаклей — чем не самостоятельный сюжет?

Что же до персоналий, они предстают с одной стороны как небожители, которые творят историю. А с другой — в анекдотах, байках и забавных случаях — как очень земные и настоящие люди. Например, Вениамин Наумович расскажет вам, почему фото сотрудников театра с Володиным — постановочное, почему нельзя соглашаться, когда Смоктуновский предлагает подвезти, и как, по мнению Стржельчика, нужно играть пьяного.

3. За живыми свидетельствами чего-то безвозвратно ушедшего. Это сейчас спектакли записывают, а «Идиота» со Смоктуновским, который произвел фурор в Лондоне, или «Горе от ума» с Юрским мы уже никогда не увидим. Но все еще можем узнать о них из первых рук.

4. За приятной компанией. «Возможно, кто-то из вас видел этот спектакль» — говорит Каплан об одном из легендарных детищ Товстоногова. «Да!» — отзываются люди из аудитории.

5. За личностью экскурсовода. Вениамин Каплан — невероятно обаятельный и интеллигентный человек, знающий театр как свои пять пальцев. Просто слушать его — уже радость и удовольствие. А тут еще и вопросы можно задавать!

Путешествовала и писала Алена Мороз.