«Саша, не бойся» —  инсценировка драматурга Константина Федорова и актера и режиссера Сергея Азеева по повести Евгения Ельчина «Сталинский нос».

«Сталинский нос» —   первая детская книга, рассказывающая юным читателям о том страшном времени и о событиях, происходивших в 1937–1938 годах в СССР (годах Большого террора). До самого  конца существования Советского Союза историки, писатели, общественные деятели рассказывали  только о том, как много  хорошего было и есть в Советском Союзе и как интересно и дружно жить детям при коммунизме. Но никто и нигде не рассказывал о том, как ночами приходили «оттуда», чтобы забирать мам, пап, дядь, теть, друзей и просто знакомых. Одним росчерком пера товарища Сталина эти люди в одно мгновение из преданных однопартийцев  становились «врагами народа», что автоматически означало лишение не только всех преференций самого справедливого государства в мире, но и жизни. Как точно написал Евгений Ельчин в предисловии к своей книге:» Нас объединяла не идея коммунизма — нас объединял страх».

О своем новом спектакле на творческой встрече со зрителями режиссер Азеев сказал так: «История Саши  простая как палка, и как палка она бьет по голове».

Саша Зайчик — маленький мальчик, свято верящий в идеи коммунизма и товарища Сталина. Больше всего на свете Саша мечтает, как и все дети Союза, быть принятым в пионеры. И все вроде шло хорошо, пока однажды ночью в дверь не позвонили. Сашиного отца — сотрудника НКВД объявили в коридоре  врагом народа и забрали на Лубянку, а Саше — сыну врага народа теперь нет места среди нормальных людей. Его выдергивают посреди ночи  из его собственной кровати, и  соседи заселяются в  комнату, где они еще вчера так счастливо жили вдвоем с отцом.

И что же теперь делать Саше?

У маленьких мальчиков, родителей  которых объявили врагами народа (ранее сашину мать сдал сашин папу), путь  заказан, и он только один — в детдом. Мальчик Зайчик до конца не может поверить в происходящее, он все еще уповает на справедливость товарища Сталина, бюст которого все это время стоит к нему спиной, и ошибку сотрудников КГБ.

Маленькая и тесная сцена соединяет в себе комнату допросов, школу, квартиру, откуда только что так беспардонного выволокли сашиного отца. На сцене только двое актеров: Саша, а точнее деревянная кукла с лицом настоящего мальчика (работа художницы Тани Стоя), которую водит актер Станислав Демин (обычно таких размеров кукл водят несколько человек) и многоликая и многогранная Анна Кочеткова, которая  высокоточно мимикрирует то под добросердечную соседку Ларису, то под доносчика Щипачева, потом Кочеткова превращается в сашину учительницу  Нину Петровну,  угрюмого сторожа,  директора школы, лейтенанта и даже нос товарища Сталина…Вся постановка —  это какой-то бесконечный страшный сон, где Сашу то и дело допрашивает то одна, то другая Кочеткова.

Кукла Саша в спектакле  — это живая метафора всего советского народа, который как  марионетка все эти страшные годы плясал и делал то, что хотел от него  кукловод. Так часто бывает, когда люди живут в атмосфере страха, лжи и насилия над личностью. Происходит диссоциация, и человек как будто замораживается, в нашем случае — деревенеет. Но очень важно перестать бояться, как это сделал Саша, иначе нам  не «прервать передачу страха из одного поколения в другое».