Знаменитое творение Джузеппе Верди режиссёр с мировым именем Даниэле Финци Паска представил в Петербурге в 2011 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». Решение поставить «Аиду» в Концертном зале уже само по себе неожиданно для столь масштабного произведения с обилием массовых сцен. Но к этому моменту Паска уже имел опыт работы с оперными спектаклями, позволиливший ему приступить к работе над оперой оперу в кардинально ином решении, сохранив при этом  драматизм и классическое исполнение.

Идет кровопролитная война между Египтом и Эфиопией. Отважный воин Радамес (Михаил Векуа), жаждущий подвигов и воинской славы, томится любовью к эфиопской невольнице Аиде.  Дочь царя Египта Амнерис (Надежда Сердюк), терзаемая ревностью, обидой и одиночеством души  страдает от безответной любви к Радамесу.  Аида (Аюна Базаргуруева), послушная уговорам отца — эфиопского царя, тяготится чувством долга перед своим народом

Любящие друг друга Радамес и Аида разлучены по решению Египетского царя, который в благодарность за одержанные победы назначает Радамеса своим преемником и хочет отдать в жены свою дочь Амнерис. Радамес и Аида безутешны среди всеобщего ликования. Отец Аиды, Эфиопский царь Амонасро, попавший в плен к египтянам, взывает к чувству долга и уговаривает свою дочь помочь своей стране в войне с Египтом и выведать у своего возлюбленного Радамеса важную военную информацию. Аида упрашивает Радамеса бежать с ней в Эфиопию и искать там счастья. Внезапное появление названной невесты Радамеса и верховного жреца не дают заговорщикам исполнить задуманное. Амонасро пытается убить Амнерис, но Радамес защищает её и сдаётся в руки стражников.Совершивший предательство Радамес остаётся верным  Аиде и не поддаётся уговорам Америс, обещающей помилование в обмен на любовь.

Видение спектакля режиссёром Даниэле Финци Паска вообще не соответствует ожиданиям зрителя, но именно это и прекрасно! Свет, цвет, визуальные формы, ленты, полотна и акробат в «Колесе «Сира» раскрывают историю любви, разворачивающейся на фоне войны, и вовлекают зрителя в действие.

Шикарная сцена в Храме Вулкана. Жрица в исполнении Ирины Васильевой и хор Мариинского театра создают завораживающую атмосферу действа. Особенно интересно это ощущалось в пространстве Концертного зала, где массовые сцены оперы были замещены многоголосием хора! Эмоционально сильное четвёртое действие — одно из самых впечатляющих партий в опере, когда герои терзающиеся сомнениями,  прощаются с любовью.

У Паски все безапелляционно органично: сценические решения и голоса исполнителей создают особую ауру, позволяющие максимально глубоко отдаться  звуку, почувствовать настроение персонажей, заставляющих сопереживать им. «Аида» — это воплощение стройности музыки и сценического решения.

Смотрела и писала Мария Рещук