15 сентября Театр Комиссаржевской открыл 76-й сезон спектаклем «Дон Жуан» — обладателем «Золотого софита» и четырежды номинантом на «Золотую маску». И эта постановка совсем не то, чем она кажется на первый взгляд.

Почти водевильное настроение первого акта, пересыпанного солёными шуточками, во втором теряет игривость и наливается тьмой. Режиссёр как будто заманивает нас в силок, заставляя симпатизировать отрицательному герою, а потом удар за ударом показывает, что он есть на самом деле.

В начале спектакля Дон Жуан — обрюзгший, пузатый, плешивый — совершенно не производит впечатления романтического любовника. И даже включивший свое непостижимое обаяние — он всё ещё комичен. Серьёзно относиться к нему не получается. Но размалеванный балаганный черт оборачивается грустным клоуном Пьеро, а потом (словно свечу передвигают, и тени на заднике вырастают до небес) Люцифером, бунтующим против Бога.

Так история о легкомысленном повесе превращается в трагедию рока и акт богоборчества титанической личности. Никто на этой сцене не равен главному герою. Не случайно он постоянно выходит за пределы сценического пространства, играя с реальностью за спинами своих незадачливых партнеров. Но кому многое дано — с того много и спросится. Чем ближе история к развязке, тем чётче разница между увлекающимся развязным болтуном и бесчеловечным лицемерным подлецом. И за то, что он точно понимает, что делает, ему прощения не будет.

При этом мотивы его понятны. Он не может любить. Поэтому каждую замеченную счастливую пару он считает своим долгом разлучить. Увести чужую невесту, хоть у убогого, хоть у Христа — это дело чести. Потому что любви — нет, это он должен доказать себе и миру. Но если Бог — это любовь, значит, Бога тоже нет. Может быть, не для всех, а именно для него? До поры до времени это так.

Дон Кихот Баргмана напомнил мне Иуду Искариота из повести Леонида Андреева, который предал только чтобы доказать свою неправоту. Он хочет, чтобы его остановили, он громоздит преступления одно на одно, отсекая себе пути назад. Он зовёт.

И Бог приходит. Не Командор — хрупкий старик — нет. Бог-отец, тот самый тигр, которого Дон Жуан так отчаянно дергал за усы всю свою жизнь.

Почему стоит сходить?

— Из-за актерской игры. Баргман — потрясающий, с широчайшим диапазоном, Снагарель-Пьянов — такой забавный и трогательный в попытках спасти душу своего беспутного хозяина. Евгения Игумнова, которую я уже видела в двух постановках, пока что кажется мне немного однообразной от роли к роли, но здесь выглядит на своем месте — её нежная изломанная Эльвира вызывает бесконечное сочувствие.

— Чтобы узнать кого-то, а то и себя. «Дон Жуан» — это энциклопедия мужских уловок, и многие дамы, я уверена, услышат знакомые речи. А монолог Дон Жуана о лицемерии звучит вполне современно.

— Чтобы получить удовольствие от просмотра. Спектакль совершенно не скучный, местами очень смешной, местами грустный, насыщенный «говорящими» деталями, которые придают ему объем.

Не ходите если:

— Вы органически не приемлете неприличный юмор. Его там предостаточно — и ниже пояса, и в районе бюста. Но это ни в коем случае не минус, даже напротив -ведь главный герой у нас кто?..

— Вы любите костюмную драму с пышными декорациями. Здесь оформление предельно скромное, зато сценография интересная и символичная.

— Вы — приверженец классической школы и разного рода новаторство вас раздражает.

Всем остальным я эту постановку рекомендую. И даже сама обязательно схожу ещё раз.

Смотрела и писала: Алена Мороз

Фотографии предоставлены организаторами