В семидесятом году Михаил Рощин рассказал историю о влюбленных молодых людях из разных социальных страт. Валентин и Валентина не могут друг без друга, но ее родители настроены против несерьезного мальчишки, сына проводницы… В финале пьесы Валентина возвращается к возлюбленному. Они одержали маленькую победу, у них есть шанс. Верите вы счастливым финалам? Иван Вырыпаев не поверил. Он написал продолжение этой истории, и оно настолько же печальное, насколько правдоподобное.

Валентина отмечает шестидесятилетие, которое одновременно — 20 лет со дня смерти единственного мужчины, которого она любила. Деля коммунальный быт с его вдовой Катей, она живет, окруженная призраками прошлого. Следит за ними, но не может ничего изменить. Реальность в ее сознании тесно переплетается с воспоминаниями, снами и галлюцинациями — и уже невозможно понять, где что.

Валентина (Екатерина Унтилова) кажется высеченной из слоновой кости: страдания ее закалили. Катя (Анна Геллер и Светлана Строгова) грубовата и постоянно кричит — а как иначе, если ее никто не слышит, а у нее самой в ушах вата, чтобы не слышать других? Валентин Дмитрия Сутырина смотрится немного бледно на фоне женских персонажей, но это и правильно, он ведь всего лишь воспоминание.

В первом акте героев жалеешь. Слезы наворачиваются от осознания, что возможное для всех счастье не сбылось по глупости, из-за гордости и ложных принципов. Дождался бы он, усмирил бы обиду, поговорили бы обо всем — и не было бы трех разрушенных жизней. Но далее акценты переставляются так, что становится ясно: не могло быть здесь счастливого финала. И свое жуткое настоящее герои годами строили сами — своей слабостью, страхом действия, нежеланием видеть правду и поступать по правде.

Валентину проще мучить простую, некрасивую, милую Катю и себя самого, чем сделать решительный шаг и воссоединиться с той, кого он всю жизнь любил. Смысл жизни Валентины заключается в страдании, только они дают ей ощущение, что она «не зря». Пожертвовавшая всем для нее мать сама сделала ее жертвой — и этот круг не разомкнуть. У Кати когда-то не хватило духа отпустить человека, который не любит ее и никогда не полюбит — поэтому теперь она спивается, сетуя на разлучницу.

Они даже не плывут по течению, потом что это подразумевает хотя бы решение плыть — они раз за разом отдают свое право решать кому-то или чему-то другому. Они все пеняют на «Игру судьбы» или «Судьбу игры» — а оказывается, что судьбы-то нет, есть человек, который заряжает ружье, но он настолько слаб и не готов брать на себя какую бы то ни было ответственность, что заряжает холостыми.

Это история о людях, которым страдать проще, чем не страдать. О том, что ненавидеть легче, чем любить, а ревность и отвращение способны соединять прочнее, чем нежная привязанность.

22 декабря спектакль «Валентинов день» был сыгран на сцене Молодежного театра на Фонтанке в последний раз. Режиссер Алексей Янковский, вышедший на поклоны, рассказал о позитивном посыле постановки, о посвящении людям, которые жили, любили и страдали до нас, и наследниками которых мы являемся. Однако месседж, который считала я — прямо противоположный.

Для меня он кристально ясен: подобные ролевые модели неправильны и бесплодны. Поэтому у героев нет детей. Поэтому в финале они как бы отправляются в ретро-футуристическое космическое пространство — апофеоз придуманного мира. Но мы, безусловно, являемся их наследниками и часто живем в плену тех же самых стереотипов. И избавиться от них — наша жизненная необходимость, иначе всех нас в конце пути ждет такой вот Валентинов день.

Смотрела и писала: Алена Мороз.