28 июня 2018 года отгремел последний «Ревизор» на сцене Александринского зала. 16 лет спектакль шел в стенах родного театра и на лучших площадках на территории России и за ее пределами.

Как высказался художественный руководитель театра и режиссер спектакля Валерий Фокин, для которого «Ревизор» стал не просто его первым петербургским спектаклем, а постановкой, которая определила будущий облик театра и его репертуарную политику: «Сегодняшняя жизнь требует нового «Ревизора», созвучного тем изменениям, которые уже произошли и еще произойдут».

За все время, что игрался этот спектакль на сцене родного театра, не единожды сменился актерский состав. Так, роль Хлестакова исполняли: Алексей Девотченко, Виталий Коваленко, Дмитрий Лысенков. И, кстати, об актерском составе в спектакле: он блестящий. Там нет ни одного неточного движения или гримасы, все более чем уместно и профессионально. Но  хороший актерский состав и так  всегда был визитной карточкой императорского театра. А вот что касается режиссуры самого Фокина — здесь расточать комплименты не приходится: как таковой  режиссерской работы лично я не увидела. Из спектакля в спектакль  мэтра я отчетливее ловлю себя на мысли, что Фокин то ли намеренно, то ли по каким -то иным причинам сокращает произведение, выкидывая из него главное: у него всегда хорошее начало ( вступление), скошенная кульминация  (по верхам пробежались) и беглое заключение. Очень маленькая  амплитуда в раскрытии образов и как таковой драмы, конфликта; душевных переживаний никогда после просмотра его спектаклей не возникает.

Вот и в «Ревизоре» не были обыграны характеры других героев (Гоголь для этого подробно описал сцены взяточничества Хлестакова): на протяжении всей пьесы фигурируют только Хлестаков — Лысенков (во всевозможных масках) и Городничий — Паршин. А как же другие? Где прорисовка остальных героев, которые так любимы автором?! Почему они просто стоят на сцене, наблюдая за процессом?! Нет в спектакле ни надрыва, ни его разрешения, есть просто блестящая игра труппы и чудесный хор в ложе.

Остается  какая-то после спектакля недоговоренность внутри себя. То, что случилось на сцене, недостаточно, чтобы что-то случилось в тебе.

Напоследок хочется обратить внимание на время фокинских спектаклей: оно, как правило, укладывается в промежуток равный двум с половиной часам. Может, при увеличении времени спектакля и случилась бы та самая кульминация, которая заставляет мысли человека бродить в поисках смысла жизни и «кататься на американских горках». Ведь это и есть самая главная задача театра — быть не просто развлечением, а заставлять сидящих в зале думать, сопереживать и меняться, а не просто хлопать в ладоши.