Она пела, вызывая восторги. Она помогала многим, когда им было трудно. Она возносила славу и моления Господу. И любила. Страстно, ревниво, отдавая всю себя без остатка.

Один из самых ярких женских образов в истории мировой оперы — Флория Тоска, образ сильной и прекрасной женщины, верной и идущей за своей любовью до конца. Этот сюжет вновь и вновь будоражит умы и души режиссеров, эта история никогда не станет устаревшей.

Не оставила она равнодушными и создателей спектакля «Тоска» в театре «Санкт-Петербург Опера» — режиссера Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева. Их давний крепкий союз и в этот раз оправдывает ожидания слушателя. А непростая судьба творческого человека в любые времена понятна и близка им особо — на себе проверяли. Не только розами устлан путь служителей искусства. А в «Тоске» — два самых главных и ярких героя Флория Тоска и Марио Каварадосси не мыслят себя без своего творчества. Она — великолепная признанная певица. Он — талантливый художник. Их любовь взаимна. Кажется, чего еще можно желать? Но и чужое счастье, и чужой талант — всегда излюбленные поводы для зависти. А если твой завистник из сильных мира сего — считай, что твоя жизнь висит на тончайшем из волосков, даже если ты никогда и не помыслил перейти дорогу кому-либо из власть предержащих. Но Каварадосси дает повод для расправы своему недругу — начальнику римской полиции Барону Скарпиа, когда совершает гражданский поступок и помогает укрыться бежавшему из тюрьмы своему старинному другу Чезаре Анджелотти. Скарпиа, давно возжелавший Флорию и мечтающий извести соперника, приступает к исполнению страшного плана…

Декорации и костюмы в основном выдержаны в темных тонах. Ярким и диковинным цветком смотрится на этом фоне Флория в своем красно-золотом роскошном платье. Золотой свет исходит и от Мадонны в церкви Сан-Андреа, но она заключена в один из темных цилиндров — образ несвободы. Внутри такого же темного цилиндра в финале спектакля будет расстрелян Каварадосси, а к другой стороне этого цилиндра прильнет Тоска, повторяя как в зеркале движения возлюбленного. Но в ту минуту она еще на свободе, еще верит, что расстрел был фальшивый, а патроны — холостые. Буквально в следующее мгновенье ей достанется нелегкая задача — сыграть на сцене в последний раз самую трагическую из своих ролей.

Елене Тихоновой, исполняющей Тоску, режиссер дал сложную задачу — она не перекрыта никакими приспособлениями, ширмами или заслонками, обычно щедро использующимися в подобных сценах. В руках ее Тоски кинжал оказывается дважды. В первый раз, когда она убивает ненавистного Скарпиа, во второй раз — когда она расстается уже с собственной жизнью. В оригинале, у либреттистов оперы Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы Флория Тоска бросается вниз со стены — задача проще, она исчезает из вида, и ее смерть зритель додумывает сам. Здесь же актрисе нужно было на авансцене, перед глазами зала жизненно отыграть самые трудные моменты.

Прекрасные вокальные и актерские работы артистов — вышеупомянутой Елены Тихоновой (Тоска), Виктора Алешкова (Каварадосси), Евгения Баева ( Скарпиа) и других звезд этой замечательной труппы в сочетании с блестящим исполнительским мастерством оркестра во главе с дирижером Александром Гойхманом не может не оставить в душе чувство глубокой радости от того, что так вкусно, умело, и вместе с тем — очень бережно можно сегодня преподнести слушателю мировой шедевр.

Истинно петербургский вкус, господа!

Смотрела и писала Ольга Нестерова