Сегодня на закрытии фестиваля кино Польши показали совершенно замечательный и, к великому сожалению, последний фильм непревзойденного мастера польского кинематографа Анджея Вайды «Послеобразы» про художника-авангардиста Владислава Стржеминского (которого играет невероятный Богуслав Линда), давшего отпор сталинской системе социального реализма во имя сохранения истинного лица искусства. За этот выпад против властей Стржеминский дорого заплатил: он был уволен из Лодзинской национальной школы изобразительных искусств, прородителем которой являлся, исключен из Союза художников, лишен каких-либо средств к существованию. Череда печальных событий на этом не закончилась: супруга художника – великий скульптор своего времени умирает от неизлечимой инфекции, дочь скитается в продырявленных туфлях из квартиры матери (откуда ее по решению партии выселяют) в детдом, а оттуда – к отцу, к тому же авангардист Стржеминский заболевает туберкулезом.

Когда речь заходит о политике, то всех не согласных с действиями партии, убирают достаточно быстро, не учитывая предыдущие заслуги перед Отечеством, не обращая внимания на звания и праведное многолетнее служение культуре страны.

Последние кадры фильма настолько болезненные и слезоточивые, что словами не передать. Стржеминский встает с больничной койки, куда его положили после падения на улице, чтобы отнести цветы на могилу умершей жены, которая просила его еще при жизни  не присутствовать на её похоронах. Он заходит в свою квартиру, берет букет белых хризантем, окунает их в синюю краску (синие цветы как синие глаза бывшей возлюбленной) и, шатаясь, идет на кладбище. Затем он отправляется на свое последнее место работы, которое для него нашел бывший студент, в магазин тканей. Единственной рукой, стоя на одной ноге,  он пытается обмотать шелковыми простынями безжизненных кукол и, не удержавшись, падает, хватаясь за руку манекена.

Великий польский художник, лично знакомый с Шагалом и Малевичем, умирает (26 декабря 1952 года) в полной нищете как грязная крыса, изгнанная отовсюду…за то, что хотел «писать в согласии с самим собой».

«Что такое «послеобразы»? Есть такой психологический термин, который, кстати, в искусствоведение и в теорию искусства (кстати, Стржеминский был большим теоретиком искусства) ввел сам художник. Это явление описывается следующим образом: вы смотрите на какую-либо картину, потом отходите, закрываете глаза и в вашем воображении образуются визуальные воспоминания относительно той картины, которую вы только что увидели. Как раз это Стржеминский и называл эффект увиденного произведения искусства, так называемые  «послеобразы», которые остались в вашем сознании». Телеведущий и автор передачи «Окно в кино» Андрей Смирнов