Вербатим — это театральная документалистика, инсценировка разговоров реальных людей. Два года назад воспитанники мхатовской Мастерской Дмитрия Брусникина для изучения этого жанра отправились в непростое путешествие через всю страну и обратно на поезде Москва-Владивосток. Исколесив матушку-Россию дважды по Транссибу, они получили любопытный срез современной жизни, который стал основой одноименного спектакля. Его брусникинцы привезли на фестиваль «Школа. Студия. Мастерская».

«Вагонные споpы — последнее дело» — и тем не менее под стук колес в обществе вчерашних незнакомцев удивительно легко и приятно спорить, рассуждать, рассказывать… Во многих персонажах спектакля узнаешь своих былых попутчиков: не в меру разговорчивого иностранца, находящихся в состоянии привычной уютной перебранки супругов, вросших друг в друга (про таких говорят «одна сатана»), разочарованного работягу, стремящегося в Питер рэпера, дружелюбного алкаша, трезвомыслящего семейного южанина, старушку, мечтающую о социализме…

Современная документалистика часто фокусируется на крайних (чаще всего негативных) проявлениях реальности. «Транссиб» затрагивает тяжелые и больные темы (вроде недооснащенности пожарных или проблемы Донбасса), но они не перетягивают на себя одеяло и не вгоняют в тоску: жизнь прекрасна в своем многообразии, и смешно бывает чаще, чем грустно и страшно.

Как такового сюжета здесь нет, кроме того, что задают тема и место: сценки нанизываются на нить Транссиба, соединяющую такие разные регионы большой страны. Впрочем, как уверенно заявляет нам китайский путешественник, первый получающий слово, люди не только по всей России, но и по всему миру совершенно одинаковые!

Хотя виртуозная игра молодых брусникинцев дает понять, что уж в плане повторяющихся типов разнообразия предостаточно. Бережно перенесенные на сцену непридуманные мимика, жесты, особенности речи и мышления заставляют каждый образ сиять всеми гранями и побуждают довыдумывать историю человека (как это бывает с попутчиками). При этом комичные истории не скатываются в пародию, а печальные — в утрированную драму.

Отчасти для того, чтобы стать полноценным спектаклем, действу не хватает концептуальной составляющей, дополнительного организующего начала, которое бы затмило и направило колоссальную энергетику молодых артистов. Погрузиться в реальность Транссиба не получается, потому что постоянно ловишь себя на мысли, как же брусникинцы потрясающе играют, как здорово поют!

Резюме такое: много в России разных людей, есть воодушевленные и разочарованные, амбициозные и плывущие по течению, уверенные в завтрашнем дне и растерянные, довольные жизнью и разочарованные… А еще — очень и очень талантливые. Такие, как эти ребята.

Смотрела и писала Алена Мороз.