«Это судьба»,-  выгравировал влюблённый Наполеон на обручальном кольце Жозефины. И действительно, сложно предположить, что ещё кроме судьбы могло так страстно и необъяснимо соединить жизни этих двух людей. Наполеон и Жозефина – пара, ставшая, наверное, после Ромео и Джульетты, вторым примером любви неподвластной ни общественному мнению, ни разлуке.

В Молодёжном театре на Фонтанке спектакль «Жозефина и Наполеон», поставленный по пьесе Иржи Губача «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка», повествует о кухарке, изначально больше любившей правду и своих четырёх сыновей, а не императора… Хотя на самом деле грустная комедия о способности истинной женщины, естественной, живой и искренней вдохновить мужчину, разбудить в нём силу духа, мужественность, веру в себя даже тогда, когда кругом одни крысы.

Действие разворачивается на острове Святой Елены, где в бывшем хлеву некогда правитель Франции и несостоявшийся властитель мира Наполеон коротает дни в ссылке. Император терпит насмешки англичан, предательство генералов, тухлое продовольствие, и лишь наглая корсиканка, предъявившая Бонапарту счёт за погибшего мужа, проявляет заботу и внимание к мрачному и тоскующему изгнаннику. «Мир забыл о нас, сир!», — воскликнут верные некогда поданные, а она не забудет.

Пара на сцене порой напоминала обыкновенную семью, где в него нужно верить, и тогда он храбрый и неуязвимый, а она из ничего умеет приготовить ужин и счастье.

Воспоминания о детстве, в котором маленький Наполеон стеснялся участвовать в конкурсе смешных физиономий; сожаления, что так и не научился танцевать; дерзкие вопросы о счастье на престоле и горькие картины былой славы перемешанной с вечной неудовлетворённостью, — всё это заставляет повариху плакать и смеяться без остановки, а зрителя вторить ей. Наполеон – великий, прославившийся, жестокий, но так и не понятый, так и не нашедший успокоения, обретает его пусть ненадолго, но в славном быте  с Мадам-генералом на отдалённом острове. А служил ли ему кто-нибудь так же преданно? А был ли ещё кто-нибудь с ним так откровенен и непосредственен? Он просто человек, чьё одиночество столь огромно, что согреть его может только любовь, ну и бесшабашные корсиканские танцы.

 

Заслуженный артист России и режиссёр постановки Михаил Черняк исполнил роль Наполеона пронзительно и глубоко.  Хотелось подпеть Марсельезу вместе с арестантами, чтобы утереть нос английским стражам! А его взгляд, затуманенный горькими мыслями о поступке сына,  заставил (да простят нам наши предки, отстоявшие Москву) сжаться мышцу в груди. Это не тот злобный карлик, которого рисуют многие современные учебники по истории, это оставленный, но несломленный достойный французский муж, на чьём корабле всё ещё поднимают флаг!

 

 

Жозефину — повариху из Парижа, прибывшую за обещанным должком, сыграла заслуженная артистка России Дарья Юргенс. А играла ли она её? Неугасаемая энергия героини, её честность в мыслях и поступках были столь гармоничны с мимикой, движениями, интонациями, что этот женский образ надолго останется в памяти зрителей, как объект восхищения. Излишним был даже неожиданный переход на итальянские экспрессии, не менее страстным стал русский язык в устах актрисы.

 

К моему и не только счастью день спектакля совпал с юбилеем Дарьи Юргенс.  Зал аплодировал, стоя, и этого было мало. Жозефина постоянно плакала в постановке, знаменитая актриса не могла остановиться во время поклонов, она благодарила поклонников и коллег… И всё во мне трогали эти слёзы талантливого человека, подарившего нам столько ярких, ценных женских образов. Сейчас во мне всё чаще вызывает душевное удивление, когда люди остаются людьми, по-прежнему чувствующими, благодарными, способными пробуждать лучшие эмоции и чувства. Им бы на Олимп со славой, с их творческим гением, а они такие близкие, такие искренние…