Сюжет удивительного, яркого и очень трогательного советского фильма «Цирк» 1936 года в новом, необычном прочтении разворачивается на сцене Театра Наций в одноименном спектакле — премьере сезона. Казалось бы, наше сознание, повидавшее с полдюжины перезагрузок, от рвано-джинсового свободомыслия в 70-е до няшно-хайпового эгоцентризма, символизирующего нынешнее десятилетие, уже не готово воспринимать наивные в своей простоте лозунги 30-х годов XX века. Но не тут-то было! Финальную песню «Широка страна моя родная», казалось, готовы были подхватить все зрители — просто постеснялись: энергетика сплочённости, вот именно той, доброй, советской, накалила атмосферу зала до предельного максимума. Впрочем, обо всем по порядку.


Режиссерская задумка — показать светлое полуфантастическое будущее «взглядом из прошлого», не оставив незатронутой современную реальность, — удалась очень хорошо, местами за счет тонкой иронии, иногда — посредством ярких аллегорий. Самая легкоугадываемая — флуоресцентные резиновые мячики, одновременно похожие на далекие звезды и на психоделические гипнотизирующие вращающиеся круги, которые в моменты ключевых диалогов появлялись в декорациях. Собачьи головы у актеров, играющих цирковых собак, — увеличенные копии милых, немного потрепанных игрушек, которые до сих пор хранят некоторые бабушки и прабабушки, сами же актеры щеголяют в синих олимпийках и трико со знаковыми трехполосными лампасами, на ногах, разумеется, кеды образца 1980 года. Синий цвет, символизирующий и небо, и глубину необъятных космических далей, и просто мечту, преобладает в костюмах и декорациях.

Примечательно, что героиня Ингеборги Дапкунайте, предстающая в первом действии то в голливудском белоснежном атласе, то в гламурных блестках, то в мехах, ближе к развязке выходит на сцену также в синем, простого кроя (впрочем, по-прежнему элегантном) длинном платье.
Ингеборга играет блестяще! Аплодисменты взорвали зал уже во время первого ее выхода: грация, пластика, а, главное, — взгляд а-ля Любовь Орлова из-под слегка опущенных ресниц, немного робкий, но открытый и очень доброжелательный. Монолог о праве на любовь пробивает до дрожи… А как задорно она порхает над сценой, с легкостью исполняя акробатические кувырки и то и дело одаривая зрителей своей неповторимой белозубой улыбкой!


Иван Петрович Мартынов (актер Павел Акимкин/Станислав Беляев) — красавчик и немного балагур — искрометно шутит про Москву и москвичей, которые «живут точно так же, да-да, так же, как и все остальные советские люди!» («Эх Маша, ничего ты пока не поняла!» — «Я научиться… Я понимать…» — «Хм… а вот это… это, Маша — гут!»), приободряет Скамейкина «Тут как надо — тебя расстреливают, а ты нос, нос-то не вешай!» — одним словом, мужчина мечты советской барышни, но с налетом очаровательного щегольства и прищуром Рета Баттлера из «Унесенных ветром».

Бурный восторг зала вызвали сцена «вербовки» Раечки (Елена Николаева/Наталья Ноздрина), когда актеры-собаки впихивают в нее поочередно заморские деликатесы — хамон, ананас, индюшачью ногу, — помогая себе руками и… ногами, цирковой номер «Я из пушки в небо уйду, ту-ду-ду-ду…» в исполнении пластичной Дапкунайте и тех же «собак», ловко переставляющих как будто бы обездвиженные, марионеточные ноги актрисы в такт веселой музыке, философствования собак, переодевшихся вдруг в глухие серые костюмы — о потребителях и обывателях, достижениях, космосе и странной должности «главный менеджер», ну, и, конечно, самоироничный монолог Скамейкина о незаслуженно забытых строителях и лаврах архитектора.

Отрицательный персонаж Франц фон Кнейшиц (Сергей Епишев/Гурген Цатурян) показан весьма температурно: одна только язвительная ария «Их либэ» заслуживает отдельных оваций, а когда он неожиданно начинает петь на русском, демонстрируя широкий диапазон пленительного голоса, невольно забываешь, что герой-то отрицательный!

Не получилось избежать пары-тройки явных КВНовских шуточек а-ля «Как говорил Владимир Владимирович… (гомерический хохот зала)… Маяковский…», но режиссеру удалось довольно изящно разбавить ими ход спектакля.
Эффектный финал однозначно понравился всем — и юным зрителям, и более старшему поколению, и самым пожилым театралам. Добрая, славная, душевная, такая родная песня о нашей необъятной могучей Родине, слушая которую, невольно заряжаешься оптимизмом и укрепляешься в искренней вере в Светлое будущее! Да, мы обязательно покорим космос. У нас — потенциал. Мы — сильная, могучая держава. Ну а пока… пусть будет понятный народу «Цирк».

Смотрела и писала Дарья Иванова