В Александринский театр на неделю (с 6 по 11 ноября) приехал с гастролями театр Евг. Вахтангова. Всю неделю в Петербурге будут показывать спектакли Римаса Туминаса.

Сегодня и завтра, например,  «Евгений Онегин».

У меня, кстати, осталось неоднозначное впечатление от этих трех с половиной часов.

Если говорить об отрицательных сторонах постановки: наверное, сыгранная вскользь пантомима и чрезмерный фарс не слишком уместны при прочтении Пушкина. И потом… все как-то очень затянуто. «Евгений» изобилует неуместным фольклором, современными аранжировками и какими-то не всегда смешными прибаутками. Актриса Евгения Крегжде (которая мне очень понравилась в роли Катерины в спектакле «Гроза» на фестивале «XVII-ой Радуге») совсем не порадовала меня в этот раз. Татьяна Ларина хоть и была всегда с мокрыми глазами, но слетавшие с уст слова звучали совсем не  правдоподобно. А еще…что это за «театральная сумятица» во втором акте, где «охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет»? Я, может, что-то недопонимаю, но Пушкин про зайцев вроде как не писал.

Что понравилось: Туминас — явный эстет. Многие сцены сами по себе красивы без привязки к сюжету. Снежная буря, укутавшая обнаженного Ленского, свадьба Татьяны на качелях и книги с перелистывающимися на ветру страницами. Конечно, интересная ходовка с двумя Онегинами (один совсем юный и несмышленый,  другой — опытный и раскаявшийся). Также интересна трансформация Татьяны: из простолюдинки в самом начале в королеву под занавес. Но трагичный момент признания в безысходной и  не изжившей себя любви Лариной к Онегину был беспощадно испорчен танцем Татьяны с чучелом медведя.