В этом спектакле всегда молчат по-разному и о разном. Например, о роли искусства и театра. Или на тему Шекспира и прочих классиков. Гостям редакции газеты «Бумага» на мероприятии в рамках форума независимого театра «Площадка» повезло по-своему: во-первых, «Молчание» получилось в квадрате — здесь были и автор идеи из «Театра.doc» Всеволод Лисовский, и ее продолжатель из театра post Дмитрий Волкострелов. Актрис и тем было тоже по паре. Во-вторых, темы оказались по-русски емкими и экзистенциальными. Лисовский свой вариант подготовил заранее: «Сколько еще?». Волкострелов, который «за перформативность», написал свое послание перед самым началом спектакля. «И?» — возникло на белом листе. Ну что тут скажешь?..

Благо, и не надо: говорить нельзя. Можно думать. После безуспешных попыток поразмышлять на предложенные темы начинаешь думать о происходящем. И случается поразительная вещь: тишина становится высказыванием. И более сильного высказывания о сути современного театра, театра вообще и жизни в целом я не припомню.

Человеческий разум не терпит пустоты. Доказанное свойство нашего сознания выстраивать причинно-следственные связи делает свое дело: пространство между двумя героинями начинает наполняться мнимыми смыслами. Иногда кажется, что они ведут молчаливый диалог. Или что эта сцена — длящийся момент, вырванный из контекста их ссоры, и записанные на стенах фразы только что сказаны и как бы повисли в воздухе. Или вдруг начинаешь ощущать их как мужское и женское начало. Как страдающего человека и его неумолимую судьбу. Как человека и его ангела-хранителя (интересно, какие идеи возникли бы, не будь Алена Старостина и Анастасия Радвогина одеты в светлое и темное). Восприятие превращается в подобие теста Роршаха: каждое изменение мизансцены рождает новые ассоциации.

Правда приходит в тишине, как всегда, когда доводится остановиться и задуматься. И она (как всегда) очень простая и очевидная. Такая, которую ты, может, повторял много раз, а потом вдруг осознал.

И вот она, правда: все, что мы видим, существует лишь в нашей голове. Мы селим смыслы там, где их нет. Потому что не приемлем отсутствия смысла. Большую часть связей между вещами и событиями мы просто выдумываем, потому что не можем иначе. Звучит немного банально, правда? Мысль изреченная есть ложь. Давайте лучше помолчим об этом.

Молчала и писала Алена Мороз.