31 марта в Государственной академической Капелле Сант-Петербурга состоялось исполнение Большой мессы до-минор Вольфганга Амадея Моцарта. Ее исполнили хор и симфонический оркестр капеллы под управлением художественного руководителя, народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Месса была посвящена памяти погибших в результате пожара в Кемеровской области.

Эта месса — второе после Реквиема самое известное духовное сочинение композитора. Хоровая партитура мессы очень богата — пять, в некоторых местах даже восемь голосов. С одной стороны — влияние Баха и Генделя, с другой стороны — итальянской оперы. Это сочинение необыкновенно гармонично и очень красиво — кантиленные выразительные мелодии сочетаются с полифонией. С историей создания Большой мессы связано много легенд и слухов. Работа над ней, поначалу стремительная, замедлилась, а потом и вовсе была прервана. Произведение осталось неоконченным. Музыку мессы впоследствии Моцарт использовал в оратории «Кающийся Давид».

Необычна в мессе и трактовка сольных голосов: на всем протяжении произведения звучат только сопрано, меццо-сопрано и тенор. Бас появляется лишь однажды, в составе квартета (Benedictus). Солистами в этот вечер выступили Екатерина Завацкая (сопрано), Людмила Сиденко (меццо-сопрано), Олег Трофимов (тенор) и Олег Радченко (бас).

Владислав Александрович Чернушенко, которого называют маршалом хорового искусства — один из величайших столпов культуры нашего города, России и мира. Его талант в равной степени блистает и в симфонической , и в хоровой музыке. Энергетика 82х-летнего маэстро поражает. Прямая спина, сильные руки — Чернушенко всегда очень красив и интеллигентен за дирижерским пультом. Хор и оркестр выступают, как единый организм, который дышит и подчиняется его жестам с филигранной точностью. И всегда выдает слушателю непревзойденный образец музыкального исполнения. Месса воспринималась залом на одном дыхании — аплодировали стоя! Многая Лета Вам, удивительный Маэстро! И сил для новых шедевров, который обогощают душу каждого, кто хоть раз слушал Ваш коллектив в прекрасном зале Петербургской Капеллы.

Слушала и писала Ольга Нестерова