Иногда я спрашиваю себя: имею ли я право плохо отзываться о каком-либо виде искусства?!  Ведь человек все-таки творил, собирал по кусочкам «картины», сформировавшиеся в процессе сложной работы его внутреннего мира. И потом, искусство ведь всегда субъективно. Но следом я обязательно задаю вопрос: а имеет ли право «художник» отравлять мой мозг и восприятие мира своими произведениями?! И почему я , собственно, должна молчать о своих чувствах только, чтобы не обидеть тонкую душевную организацию артиста?!

Прекраснейший «Дягилев PS» завершился каким-то кромешным адом, привезенным из самого сердца Франции.  Труппа Ballet de Lorraine показала на фестивале три постановки: «След древних движений»,«Тропический лес», «Спектакль отменяется». Я считаю, что за основу всего этого безобразия надо было взять название третьего номера и на этом закончить. Но нет, организаторы решили иначе: «Привезли, значит, надо показать».

В «Следе древних движений» по голове зрителей  в течение 45 минут стучат. Причем делают это максимально громко и нелепо, от чего появляется в этой самой голове нестерпимая боль. То есть тем, кто пришел в театр расслабиться и получить эстетическое удовольствие, сделать это никак не получится. И танцем то, что происходит на сцене, назвать крайне сложно при всем желании и моем личном уважении к французской стороне. Это прыгание. Как в детстве на скакалке или в салочки скакали. Вот и тут примерно также. В общем, европейская реальность не оправдала ожидания и чаяния российского зрителя.

Вторая часть была еще хуже, но к счастью — короче. Всего 18 минут. На сцене блестящие шары в виде подушек, которые служат декорациями к «Тропическому лесу».  Мне кажется, что название «тропический лес» слишком громкое для обыкновенного болота. Звуки, издаваемые колонками,  были похожи на кваканье лягушек. Ну что ж, возвращение к истокам: не зря же французов прозвали «лягушатниками». Нечто подобное я уже видела (у французов же) в октябре 2014 года, когда компания «Вивариум Студио» привезла на Новую сцену Александринского театра  спектакль «Swamp Club» («Болотный клуб»). Ребята полтора часа крутили пластинки и вели невнятные разговоры в домике в глухом лесу под типичный болотный аккомпанемент. Танца в «Тропическом лесу» было еще меньше чем в первом представлении: медленное скольжение артистов по сцене, вот и все.

«Спектакль отменяется». Эти танцы были самыми безобидными во всей  трилогии. По крайней мере, наши французские гости потрудились создать впечатляющую декорацию на заднем фоне, хоть что-то отвлекало зрителя от бездарного «балета». Честно скажу, из 45 минут я продержалась всего 15. В самом начале были едва заметные намеки на кабаре, но потом занавес опустился, и французы стали крутить старое кино, связь которого с происходящим на сцене либо отсутствовала вовсе, либо была мало значительна.

Одним словом, или задумка была слишком гениальной для восприятия обычными людьми, или исполнение было слишком безобразным. Третий вариант — зритель  пришел неподготовленный. Но все же, товарищи,  искусство творится ради публики, а если последняя встает с мест и уходит, то стоит сделать выводы о сомнительной  ценности сего творчества.