Наверняка все помнят монументальную картину «Тайная вечеря» руки Леонардо да Винчи, на которой изображена сцена последней трапезы Христа со своими учениками; сидя за столом среди своих верных апостолов, Иисус говорит  о том, что один из них предаст его.

 

 

В постановке египетского автора и режиссера Ахмеда Эль Аттара с одноименным названием  застолье далеко не последнее, а одно из многих тысяч и святого в нем гораздо меньше, чем на полотне Леонардо.

Спектакль «Тайная вечеря» длится всего 50 минут, за которые  зритель не так уж и много успевает понять о характерах героев пьесы, а тем более — как-то к ним привыкнуть и принять чью-то сторону.

На сцене импровизированная комната, в центре которой громоздится огромный вытянутый во всю длину театральной площадки стол, уставленный различными яствами.

За ним в течение всего спектакля восседают  (точь-в-точь как на картине да Винчи) представители сегодняшней египетской буржуазии. Они ведут кажущиеся  бесконечными и бессмысленными разговоры об Instagram’е, селфи, семечках, агрессии Швеции против Египта и продаже/покупке машин. Иногда эта болтовня похожа на словесный базар, в котором  каждый из сидящих норовит обговорить других.  В какой — то момент от  этой «петушиного» кудахтанья начинает гудеть голова, и только громогласные возгласы генерала: «Канальи!» и вонючий запах сигары отца семейства выбивают зрителя из дурмана внезапно охватившего приступа мигрени.

Три паузы разрешает зрителю египетский режиссер, во время  которых действие застывает, а сцена окрашивается в кроваво-красный цвет; слуга гордо выносит к столу  очередную жертву животного мира. Так, к торжеству, в котором им отведена только роль еды, присоединяются: голова быка и две оголенные курицы.

За пустыми разговорами режиссер едва заметно обыгрывает тему социального неравенства. Жирный малолетний сынок госпожи нарочито и неоднократно сбрасывает с головы кепку на пол, заставляя дворецкого при явном  одобрении отца ее всякий раз подбирать. Игра «упал/поднял» неизменно сопровождается болезненным ударом мальчишкой слуги.  Когда же дворецкий пытается дать отпор маленькому хулигану, семья буржуа тут же набрасывается на него, желая расплаты и крови. Как известно, у богатых правда одна: у кого деньги —  у того и  власть,  и суд будет вершиться над всяким исходя из принципов успешности и кошелька.