Степан Николаевич Требунцов — провинциальный русский актёр встречает зрителя «Космической одиссеи майора Пронина» под одеялом на квадратном возвышении в центре сцены. Пока глазу ещё не доступен главный герой, всё внимание привлекает табличка: «квартира С.Н. Требунцова где-то между 2015-2027 гг. от Р.Х.». Ну, ничего себе определённость, скоординировали нас с захватом и прошлого, и настоящего, и неведомого будущего. Оказалось, что здесь перемешается не только время, но и пространство, как фактическое, так и эфемерное. Этот пьедестал станет сценой, обрывом, телестудией, кроватью… Вместе с участниками одновременно реальных и таких фантастических событий я перемещалась из снов в воспоминания, из фантазий в действительность Требунцова. Хотя уверенности, где именно я находилась в определённый момент времени, у меня не было ни разу, всегда «между», так что готовьтесь к безумному путешествию, которое не уступит приключениям, описанным Гомером. Не зря же режиссёр и сценарист «Космической одиссеи…» Роман Габриа в одном из своих давних интервью сказал: «Я боюсь театра, построенного на психологии: кто кого любит, кто кого ненавидит и почему. Стараюсь этого избегать. Я сталкиваю человека и пространство, человека и время…».


Однако предпочитающих произведения, западающие глубоко в душу прикосновением к человеческим чувствам и эмоциям, обнадёжу: о любви здесь будет вам! Как уже догадываетесь, о любви полной противоречий: к человечеству, к женщине, к театру.

Отдельное удовольствие мне доставил текст, такое искусное использование многогранности русского языка встречается крайне редко, на мой взгляд. Актёры виртуозно перемежали тяжёлые грамматические конструкции, нецензурную лексику, ироничные обороты и абсолютно обыденные разговорные конструкции, при этом сохраняя целостность, некую гармонию всего произнесённого. От зрителя потребуется внимательно слушать, ибо иногда всё-таки можно потеряться и потерять то место, где потерялись.


Кстати и музыкальное оформление было примером совмещения несовместимого: тут вам зазвучат и попсовые мелодии русской эстрады, песни из мультфильмов и трогающие душу англоязычные треки. Меломанам будет отрадно, это точно.
Периодически я ловила в воздухе запах абсурда, бреда, и, одновременно, почему-то так сильно это было про сейчас, про реальную, современную жизнь. «Ироничная фантазия» (как анонсировал сам театр постановку) на тему «путь к себе через всю Вселенную», если бы не спасающее чувство юмора, явно заставила бы меня плакать. Ведь не в виртуальном мире, а по телевизору дома мы с лёгкостью можем посмотреть интервью с санитаром из Воронежа, снимающим фильм про космос и вещающим о чудотворном вегетарианстве.

Через полтора часа я остро ощутила то же, что и 20 назад, когда пробовала папин «грибной» суп, в котором волшебным образом очутилась репа, чечевица и капуста. Бесспорно, оригинально, но восхищаться подобным фьюженом длительное время достаточно сложно. Правда из «Мастерской» я ушла с благодарным ощущением сытости, наполненности театральной пищей для души и ума, которую мне ещё потребуется некоторое время для  «переварить». Экзотические и странные блюда всегда оставляют противоречивые впечатления, а Роман Габриа явно специалист в их приготовлении.

Смотрела и писала Полина Карева

Фото: Маргарита Миронова