Италия, любовь, волшебство… А что ещё нужно для сказки, да и вообще кому-то ещё что-то нужно?! Молодёжный театр на Фонтанке и его «Король-олень» — это маленькая жизнь больших зрителей, наполненная юмором, мудростью, добротой и магией.

Несложный сюжет повествует о короле Джерамо, которого волшебник Дурандарте осчастливил (вот тут, конечно, вопрос спорный) статуей, раскрывающей женскую ложь, и заклинанием переселения душ, что естественно осложнило поиск добродетельной жены, да и чуть не сделало его оленем на оставшиеся годы. А всё потому, что пример ума и благородства голубых кровей по какой-то неведомой причине абсолютно доверяет коварному министру Тарталья.

Благодаря постоянному диалогу со зрителями, забавному вовлечению их в события создалась дружеская атмосфера, все взбодрились после работы/учёбы и от души посмеялись над незатейливыми то ли импровизациями, то ли продуманными  ходами. Постоянная смена элементов декораций «здесь и сейчас» руками героев и ассистентов в масках не мешает, а будто усиливает ощущение доверия и открытости.  Всё было гармонично и забавно, стёрлись границы реальности и сказки.

«Король-олень» — комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte) или комедия масок, поэтому  когда один из героев её снял, возникло удивление, даже промелькнула мысль: «А что, так можно?». Постепенно становится ясно, что участники волшебных событий в минуты искренности все показывают свои истинные лица, снимая белую ширму, и становятся собой: без утрированных интонаций, гротескных жестов и неестественных поз. А в реальной жизни как? Интересно, сколько раз в день каждый из нас проделывает этот фокус? Может,  мы их просто меняем, или есть маска, что навечно приросла…? Но спектакль — это же сказка, а значит, в ней все герои в конце перестают лицемерить и притворяться совсем, расстаются с масками и предстают зрителю естественными, настоящими.

Особенные впечатления оставила игра Алексея Одинга (Тарталья), который исполнил отменного злодея. Походка, жесты, голос, даже взгляд на поклоне — всё дополняло друг друга, по кирпичику выстраивало образ завистливой и страстной натуры, чтобы выйти из столь прочувствованной роли явно нужно время. Екатерина Дронова (Смеральдина) и Михаил Черняк (Бригелла) приправили трогательную любовную историю качественной комической перчинкой. Этот дуэт стал воплощением основных черт буффонады: шутовство, паясничанье, окарикатуривание действий и черт характера персонажей. А вот игра Марины Ординой (Анджела) для меня осталась игрой. Пафосные речи, надрывные нотки, утрированные движения – всё, как и должно быть в театре, где играют роли.

Карло Гоцци написал фьябу (итал. fiaba — сказка — жанр итальянского театра и драматургии) «Король-олень» в 1762 году, но шутки, дурачества, в которых упоминается и ВКонтакте, и возможности электронной почты не выбиваются из контекста, а наоборот осовременивают его.

У спектакля есть возрастной ценз – 16+, но и «Ну, погоди!» что-то там не то пропагандирует, так что желающие вечного и доброго «все живы, здоровы и счастливы» в Молодёжный театр на Фонтанке. В жизни предостаточно и шутов, и королей, и оленей…но так иногда не хватает сказки!

Смотрела и писала Полина Карева