На лекции Ирины Сурат- критика, исследователя русской литературы, доктора филологических наук, темой разговора было чтение и понимание стихов Мандельштама, ранних и поздних, темных и кажущихся ясными: стихи о кувшине, стихи о Рембрандте, портрет Зельмановой и поэтический автопортрет, «лягушки фонтанов», «дремучие срубы», «голубые песцы» – образы мандельштамовской лирики и пояснения к ним.

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в вечер, посвящённый Мандельштаму, атмосфера была настолько пронизана гипотезами и догадками, совмещением несовместимого, темой “Чёрного Солнца”, что так и хочется процитировать его же словами восприятие живописи из “Путешествия в Армению”, как попытку разобрать и понять одно из его загадочных стихотворений, анализируемых на лекции, “Как светотени, мученик Рембрандт..”,в котором прослеживается “глубина Большого времени” .
“ Стояние перед картиной, с которой еще не сравнялась телесная температура вашего зрения, для которой хрусталик еще не нашел единственно достойной аккомодации — все равно что серенада в шубе за двойными оконными рамами…»
«Когда это равновесие достигнуто — и только тогда — начинайте второй этап реставрации картины, ее отмывания, совлечения с нею ветхой шелухи, наружного и позднейшего варварского слоя, который соединяет ее, как всякую вещь, с солнечной и сгущенной действительностью.
Тончайшими кислотными реакциями — глаз — […] поднимает картину до себя, ибо живопись в гораздо большей степени явление внутренней секреции, нежели апперцепции…»
«…последний этап вхождения в картину — очная ставка в замыслом.

Удачное “вхождение в картину”, понимание вариативности окончательных текстов Мандельштама- вот, что окрыляет и открывает новые горизонты в мир Поэзии.

Большая благодарность Ирине Сурат, которая очень тонко и незаметно подсказывает верный путь в понимании искусства, природы Человека его слабостей и силы..

Слушала и писала Виктория Втюрина